Анна Мария Боровская (82 года) и Бартош Боровский (31 год), бабушка и внук.
«Всю жизнь я слышал и от мамы, и от бабушки о Катыни. А теперь эта Катынь останется с нами до самой смерти, — говорит отец Бартоша Франчишек. — В катастрофе под Смоленском я
Его дед подпоручик Франчишек Поплавский был профессиональным военным. До войны служил в Виленском воеводстве. Был арестован 17 сентября 1939 года, а в апреле 1940 года убит в Катынском лесу. Это на его могилу хотела еще раз приехать его дочь Анна Боровская. Она должна была ехать поездом, так же как и 10 лет тому назад, когда впервые молилась на его могиле. Однако
«Она очень была рада этой поездке, а сын мечтал поехать вместе с ней. Ведь он тоже слышал о дедушке, о Катыни, о ссылке в Казахстан. Когда собиралась семья, мы всегда воспоминали прошлое. Возможно, если бы она была моложе, поехала бы одна. Но маме было уже 82 года», — говорит Франчишек Боровский.
Он бережно достает из ящика памятные вещи: пожелтевшие письма, открытки из Козельска. На них — карандашные наброски деда в камере.
«Он уже тогда
Бартошу был 31 год, он получил диплом инженера в Сельхозакадемии в Щецине, собирался в будущем получить степень магистра. Недавно женился. Они планировали ребенка. А сейчас…» — дальше Франчишек не может говорить.
Камиль, брат Бартоша, не скрываясь плачет.
«Жена Бартоша была в Германии, — добавляет он. — Он ей написал открытку: «Люблю тебя, до встречи в воскресенье».
Тадеуш Лютоборский (83 года). В Катыни погиб отец.
Его отец был расстрелян в Катыни, а мать — в Дахау.
«Он часто повторял, что хотел бы умереть на катынской земле:« — говорит его подруга.
Он был сыном убитого в Катыни подпоручика Адама Лютоборского.
«Фамилия отца появилась уже в первых опубликованных в прессе списках катынских жертв в 1943 году, — вспоминал Тадеуш. — Рядом с фамилией были указаны найденные рядом с ним предметы, не оставлявшие сомнения, что это именно его тело. При нем была моя фотография, сделанная по случаю первого причастия».
Предки рода Лютоборских приехали в Польшу из Италии вместе с королевой Боной Сфорцей, женой короля Сигизмунда I. Тадеуш Лютоборский жил в Варшаве с матерью. Первое, что услышал Тадеуш от матери, когда началось Варшавское восстание: «Сделаешь так, как мы тебя с отцом воспитали». Сама мать сразу организовала полевую кухню для повстанцев в их доме. Она умерла в Дахау, куда попала за то, что помогала евреям. Близкая знакомая Тадеуша говорит: «Его жизнь была настолько трагичной, поэтому он и посвятил себя работе в обществе «Катынские семьи». Он бывал в Катыни много раз.
«Всегда когда на стене, покрытой металлическими табличками, я нахожу ту, которая увековечивает память об отце, — вспоминал Тадеуш, — на глаза наворачиваются слезы». Он прикасался к табличке и гладил.
Тадеуш хотел продать участок земли и полученные деньги потратить на воссоздание копий катынских могил в Вилянове.
«Тогда бы многие узнали об этом преступлении, — говорил Тадеуш, — но это была утопическая мечта».
Ева Баковская (48 лет). В Катыни погиб дед.
В списках погибших — Ева Баковская, внучка генерала Мечислава Сморавинского, по чьей судьбе был снят фильм Анджея Вайды «Катынь». Пани Ева вообще не должна была оказаться в злополучном самолете. У нее же были билеты на поезд, которым ехали под Смоленск большинство родственников жертв Катыни. Но она так торопилась посетить могилу деда (Сморавинский — один из двух расстрелянных в
Активная, жизнерадостная, вылетая на траурные мероприятия, Ева Баковская купила новое пальто, чтобы почтить память предка при параде. Педиатр по профессии, младшая из трех сестер Баковских, она в семье отвечала за сохранение реликвий, напоминающих о деде. Она любила гулять по улице Сморавинского, на почетном месте в ее доме стоял портрет легендарного предка. «Уехала в новом пальто — вернулась в новом гробу, — грустно бросила странную фразу родственница Баковской. — Катынь — злой рок нашей семьи».