2000 часов в небе

Командир Ту-154 Аркадиуш Протасюк в скорбных списках погибших числится под номером 91

Первым номером среди обгоревших фрагментов тел значится его высокопоставленный пассажир, президент Польши Лех Качиньский.

Имя Аркадиуша Протасюка было неизвестно широкой общественности до трагической посадки правительственного самолета под Смоленском. А теперь любая поисковая система выдает на него несколько тысяч ссылок — летчики из разных стран обсуждают в блогах решение Протасюка посадить самолет невзирая на приказы диспетчеров, очень плохую видимость и полный бак горючего. Два аэропорта — в Москве и Минске — готовы были принять польский самолет. Но, по данным СМИ, Протасюк раз за разом заходил на безнадежную посадку в Смоленске. Последний заход оказался фатальным.

В это утро аэропорт «Северный» (Смоленск) должен был принять три борта: первый, Як-40 с польскими журналистами, успешно приземлился. Второй, Ил-76 с сотрудниками охраны российского президента, не смог сесть со второй попытки и улетел обратно в Москву. Третьим появился в туманном небе злополучный Ту-154 и, по свидетельствам очевидцев, стал кружить над аэропортом, отказываясь уходить на запасные аэродромы. Что повлияло на решение главного пилота? Почему, имея на борту столь важных пассажиров, он пренебрег здравым смыслом, правилами безопасности и пошел на риск, невероятный для гражданской авиации? Что происходило в кабине? Может быть, высокопоставленный пассажир под номером 1 отдал приказ сажать самолет несмотря ни на что?

«Пассажир, кем бы он ни был на земле, в небе ранга не имеет. Его дело — пристегнуть ремень и расслабиться. Все решения должен принимать командир воздушного судна самостоятельно и руководствоваться только техническими показателями, а не пожеланиями пассажира», — пишет блогер Yuriys.

«Это не экипаж ошибся и угробил польскую элиту, а элита, надавив на пилота, убила ни в чем не повинный экипаж», — пишет другой пользователь, Gregori.

Для такой версии есть основания: президент Польши был человеком упрямым и рисковым. Два года назад другой пилот, Григорий Петрущук, вел лайнер в Тбилиси и из-за нелетной погоды развернул самолет на Азербайджан. Осторожность чуть не стоила главному пилоту работы — президент в сердцах пообещал «разобраться» с пилотом по прибытии домой, и хотя суд оправдал Петрущука, президент не перестал называть его трусом. Аркадиуш Протасюк, разумеется, знал об этом эпизоде.

Капитан Протасюк и второй пилот майор Роберт Гживна были опытными летчиками — 2000 часов в небе у Протасюка и 3500 у Гживны. Не менее 200 часов на Ту-154.

«Он этот самолет знал вдоль и поперек! — сказал в интервью польскому телеканалу TVN24 Томаш Петржак, бывший командующий 36-м авиаполком ВВС Польши (этот полк среди прочих задач отвечает за перевозку высокопоставленных пассажиров. — „Труд-7“). — Разговоры про четыре попытки посадить самолет — это спекуляции. Протасюк заходил на посадку один раз и разбился во время маневра». Это мнение подтверждают и слова диспетчера, который принимал на посадку самолет Протасюка. А по последним данным расшифровки «черных ящиков», самолет заходил на посадку дважды.

Но Петржак уверен: не президентские команды стали причиной трагедии, а нечеткие указания диспетчеров аэропорта «Северный».

«В нас специально воспитывают твердость, хладнокровие и спокойствие для трезвой оценки ситуации, — заявил бывший командир президентского полка. — И Аркадиуш обладал всеми этими качествами».

Томаш Петржак вместе с Аркадиушем Протасюком поступил на службу в 361-й специальный воздушный полк в 1997 году. Сперва Аркадиуш был вторым пилотом, затем занял место командира экипажа на Як-40. Позже летал штурманом на Ту-154 и в конце концов стал командиром воздушного судна президента. По отзывам коллег, он был очень общительным и доброжелательным человеком. У него остались жена и двое детей.

За два месяца до катастрофы экипаж Протасюка получил правительственную награду за мужество при проведении спасательной операции на Гаити. Генерал Анджей Бласик, который собственноручно вручал награду Протасюку, тоже погиб 10 апреля на борту Ту-154.

За три дня до трагедии Аркадиуш Протасюк уже прилетал на этот же самый аэродром и доставил туда премьера Польши Дональда Туска. По словам коллеги Протасюка Бартоша Строиньского, полет прошел как по маслу.

Слишком много загадок в этой гибели. Кто и как принял роковое решение? Властный президент, спешивший на важное мероприятие? Сробевший перед первым лицом пилот?

И где тот «черный ящик», который покажет нам ход мыслей капитана Протасюка в последние минуты перед новой катынской трагедией?