Пассажиров проблемных авиакомпаний перевезут за 5 миллиардов

"Аэрофлот" и "Транс-аэро" перевезут пассажиров авиакомпаний, не исполняющих свои обязательства. На эти цели в 2009 году правительство выделит 5 млрд. рублей.

Постановление об этом подписал вчера председатель правительства России Владимир Путин. "Государство гарантирует пассажиру выполнение рейса вне зависимости от того, билет какой российской авиакомпании он приобрел в кассе заранее", - пояснил в ходе заседания президиума правительства первый вице-премьер Сергей Иванов. Он отметил, что "подхватывать" пострадавших пассажиров будут крупные авиаперевозчики, такие как "Аэрофлот" и "Трансаэро".

"Мы и раньше вывозили пассажиров в случае возникновения неприятностей с другими перевозчиками", - рассказала "Труду" официальный представитель "Аэрофлота" Ирина Данненберг. Затраты на перевозку, говорит она, компенсировались за счет компаний, не сумевших выполнить рейс.

"Вряд ли пассажирам теперь можно с секундомером считать задержку рейса и требовать бесплатный билет на аналогичный рейс крупной авиакомпании", - поясняет "Труду" аналитик агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. По его мнению, речь идет о тех случаях, когда Росавиация временно приостанавливает действие сертификата эксплуатанта или отзывает лицензию авиакомпании, которая уже продала билеты, но не может совершить оплаченные полеты.

При этих условиях, считает эксперт, застрявшие в аэропорту пассажиры будут иметь право получить бесплатный билет на рейс другой авиакомпании. По его мнению, запланированных денег должно хватить не меньше чем на 200-250 тысяч билетов на внутренние перевозки.

В Росавиации считают меру форс-мажорной и не прогнозируют массовых банкротств авиакомпаний. По мнению Пантелеева, оснований для оптимизма нет: "Рост цен на топливо и большая конкуренция вынуждают перевозчиков продавать билеты иногда по себестоимости, - поясняет аналитик. - Скопившиеся долги могут привести к банкротству некоторых компаний".

Как страдали пассажиры

В августе 2008 года из-за долга (более 1 млрд. долларов) самолеты альянса AirUnion, в который входило 5 авиакомпаний ("Красэйр", "Самара", "Омскавиа", "Сибавиатранс" и "ДАЛ"), не были заправлены топливом. Внутренние и зарубежные рейсы задерживались на несколько суток. Пострадали около 10 тысяч пассажиров. В Домодедово за одни сутки скопились пассажиры 22 невылетевших рейсов (более 3,4 тысячи человек). Заложниками оказались и вылетавшие из Читы, Южно-Сахалинска, Новосибирска, Норильска, Петропавловска-Камчатского. Многие из них просидели в аэропортах почти неделю.

Распоряжением правительства из Росрезерва выделили 24 тысячи тонн авиатоплива на заправку самолетов компании-банкрота и пуск самолетов других авиакомпаний по маршрутам AirUnion.