ЗА ГИБЕЛЬ "ТИТАНИКА" В ОТВЕТЕ АЙСБЕРГ

15 апреля 1912 года в точке с координатами 41 градус 46 минут северной широты и 50 градусов 14 минут западной долготы затонул "Титаник" - без преувеличения самое известное теперь на свете плавсредство. Он более популярен, чем даже Ноев ковчег, который, в отличие от "Титаника", выплыл. Про "Титаник" в разные годы и в разных странах была снята дюжина художественных кинофильмов, телесериал, а также бесчисленное количество документальных лент. И это при том, что катастрофа "Титаника" не была ни самой первой, ни самой крупной в истории.

Американская контрабанда
Напомню: 95 лет назад британский суперлайнер из-за плохой видимости и собственной неповоротливости наскочил на айсберг. Погибли 1503 человека, спасти удалось 705.
Пароходы тонули и до "Титаника". Например, вскоре после окончания гражданской войны в США пароход "Султана" вез по Миссисипи освобожденных из плена северян. По невыясненной причине он взорвался и угробил более 2 тысяч человек.
Как нетрудно догадаться, самые крупные потери как кораблей, так и людей были связаны с мировыми войнами. 1 мая 1915-го из Нью-Йорка курсом на Ливерпуль вышел английский лайнер "Лузитания", принадлежавший компании "Кьюнард" (покойный "Титаник" был собственностью их злейшего конкурента, "Уайт Стар Лайнз"). Англия на тот момент уже почти год воевала с Германией - страной, поставившей неограниченную подводную войну в основу своей военно-морской стратегии. Поэтому, когда 7 мая у ирландских берегов курс "Лузитании" пересекся с курсом немецкой субмарины U-20, ее командир с легким сердцем отдал команду "пли".
Результат превзошел все ожидания: одно торпедное попадание вызвало на борту сразу два взрыва. Через 18 минут лайнер и 1198 человек пошли ко дну. Инцидент был использован нейтральными до того момента США, чтобы вмешаться в большую европейскую войну: на "Лузитании" было много американцев. А секрет двойного взрыва не разгадан и до сих пор. Скорее всего, лайнер вез в Англию контрабандную взрывчатку, которая сдетонировала через несколько секунд после взрыва немецкой торпеды.
Первыми тонут женщины и дети
Вторая мировая война принесла с собой новые мрачные рекорды. По словам военного историка Мирослава Морозова, "первую позицию в морском мартирологе 1939 - 1945 гг. занимает немецкий теплоход "Гойя", потопленный в апреле1945-го советской подлодкой Л-3 под командованием капитана 3-го ранга Коновалова и унесший с собой на морское дно около 7 тысяч человек. На второе печальное место вышел немецкий же лайнер "Кап Аркона" (5594 жертвы). Третьим стал печально известный "Вильгельм Густлоф" (снова Германия), потопленный лодкой С-13 (5300 человек). Четвертым, по всей вероятности, идет советский теплоход "Армения" (примерно 5000 погибших)".
У всех катастроф военного времени есть одна общая черта: в большинстве случаев жертвами становились гражданские лица, беженцы, раненые и медперсонал. Взять хотя бы "атаку века", как в России принято называть потопление "Вильгельма Густлофа" подлодкой капитана 3-го ранга Александра Маринеско во время массовой эвакуации немцев из Восточной Пруссии в январе 1945-го. Список потерь характерен: 406 моряков 2-й учебной дивизии подводных сил (в том числе 16 офицеров), 90 членов экипажа, 250 женщин-военнослужащих, примерно 4600 беженцев и раненых, включая почти 3000 детей.
Очень похожий случай произошел с советским теплоходом "Армения", который с началом войны был переоборудован в госпитальное судно. В ноябре 1941 года при эвакуации госпиталей из осажденного Севастополя "Армения" подверглась атаке немецкого самолета-торпедоносца. Красные кресты, нанесенные по бортам и на палубу судна, никого не спасли: катастрофу пережили всего 8 человек.
Другие воюющие страны тоже не отличались особым человеколюбием. За несколько дней до окончания войны штурмовики королевских ВВС Великобритании потопили в порту Любека корабль "Кап Аркона" с грузом из 8000 заключенных нацистских концлагерей. Половина из них была русскими и поляками, остальные принадлежали к 24 другим национальностям. Были на "Арконе" французы, датчане, голландцы... Тех, кого не достали бомбы, ракеты и 20-миллиметровые пушки британских "Тайфунов", на берегу добивали эсэсовцы. Как ни странно, 350 заключенных смогли бежать...
В то же время, когда в ходе боевых действий ко дну шли военные корабли, жертв было меньше. Линкор "Ямато" (Япония) - 2500 погибших, линкор "Бисмарк" (Германия) - 2000, линейный крейсер "Худ" (Великобритания, потоплен вышеупомянутым "Бисмарком") - 1500...
А "ТИТАНИК" ЧТЯТ И ПОМНЯТ
Почему же именно "Титаник" стал символом морских катастроф? Во-первых, слишком силен был диссонанс между рекламой "самого быстрого и непотопляемого парохода в мире" и его гибелью в первом же рейсе. Во-вторых, дело было до первой мировой войны, и европейская общественность не была еще приучена к длинным (на миллионы!) спискам жертв. Ну и, в-третьих, гибель "Титаника" - самая "политкорректная" катастрофа ХХ века. К ней не приложили руку ни нацисты, ни коммунисты, в ней не было ни намека на военные преступления и сознательное убийство беззащитных людей. Причиной гибели "Титаника" стал айсберг. А какой спрос с айсберга?
Самые известные морские катастрофы ХХ века
Название, страна, причина и год катастрофы, число жертв
"Адмирал Нахимов" (СССР) - столкновение с сухогрузом "Петр Васев" в 1986 г. - 423.
"Эстония" (Эстония) - затонул во время шторма в 1994 г. - более 900.
"Лузитания" (США) - потоплена немецкой подлодкой в 1915 г. - 1198.
"Тай-Пин" и "Цзинь-Юань" (Китай) - столкновение в 1949 г. - ок. 1500.
"Титаник" (Англия) - погиб от столкновения с айсбергом в 1912 г. - 1503.
"Дона Бас" (Филиппины) - столкновение с танкером в 1987 г. - ок. 3000.
"Генерал Штойбен" (Германия) - потоплен советской подлодкой в 1945 г. - 3500.
"Вильгельм Густлоф" (Германия) - потоплен советской подлодкой в 1945 г. - 5300.
"Армения" (СССР) - потоплен немецкой авиацией в 1941 г. - более 5000.
"Гойя" (Германия) - потоплен советской подлодкой в 1945 г. - более 7000.