- Что для вас раньше значил этот театр и как вы теперь относитесь к нему, оказавшись внутри труппы?
- Когда меня первый раз пригласили сюда ставить спектакль, я была поражена и обрадована одновременно, понимая, что судьба предоставила мне уникальный шанс: войти в коллектив, о котором каждый молодой режиссер может только мечтать. Для меня "Современник" всегда ассоциировался с честной и принципиальной позицией в искусстве. Несмотря на свой полувековой творческий опыт, он по-прежнему молод, потому что главная ставка здесь делается на молодежь. К примеру, Клава Коршунова только что окончила театральное училище - и уже получила главную роль в "Даме с камелиями", а сейчас сыграла в моем спектакле "Америка, часть вторая". В других театрах молодые актеры годами ждут своего звездного часа, а здесь они востребованы на ведущие роли.
- Насколько я знаю, ваши спектакли не всем нравятся, некоторые считают, что вы разрушаете традиции "Современника". Как вам кажется, эти традиции существуют или мы желаемое выдаем за действительное?
- Конечно, такие традиции есть. Сохраняются они прежде всего в актерской игре: правдивой, достоверной, лишенной искусственности и манерности. Что же касается меня, то я вовсе не хочу что-то разрушать, просто мое мировоззрение и мой художественный "язык" могут не совпадать с принятым здесь стилем, но это не значит, будто я хочу все уничтожить. Зачем? Старшему поколению артистов не нравится, что я предлагаю эксцентричный способ существования на сцене, использую маски, клоунаду, современный рок, но ведь жизнь не стоит на месте. Как режиссер я должна это видеть и использовать в своих спектаклях. Меня часто обвиняют в намеренной скандальности, воспринимая мои спектакли, как пощечину общественному вкусу, но, поверьте, у меня и в мыслях не было эпатировать публику, к тому же я вовсе не конфликтный человек. Во время репетиций я всегда стараюсь достигнуть полной гармонии с артистами.
- В "Современнике" по-прежнему сильная труппа?
- Да, здесь очень яркие актерские индивидуальности, особенно женщины. Это Нина Дорошина, Лиля Толмачева, Марина Неелова, Лия Ахеджакова, Ольга Дроздова, Елена Яковлева, Чулпан Хаматова... Что касается двух последних актрис, то они обладают очень твердыми характерами, поэтому соперничество их героинь в спектакле "Гроза" (а они играют Кабаниху и Катерину) выглядит как сражение, где ни одна из них не уступит.
- Наверное, вы с ними общаетесь не только в театре. Скажите, Яковлева в быту тоже напоминает железную леди?
- Лена очень мудрая женщина и поэтому никого не допускает в свою личную жизнь. Для нее работа - это работа, а семья - это семья. При всей своей колоссальной занятости она успевает заниматься детьми, домом, мужем, всегда прекрасно выглядит и никогда не жалуется. После рождения своей дочери я поняла, что это такое и если бы не моя мама и свекровь, которые попеременно сидят с полугодовалой Леночкой, то вряд ли я смогла ставить спектакли в полную силу.
- А как Чулпан Хаматова справляется? Ведь у нее тоже двое детей...
- Она необыкновенно сильный человек. Я ее помню еще с института, где все поражались колоссальной работоспособности этой студентки. Чулпан постоянно живет, я бы сказала, на грани нервного срыва. Когда мы делали ее творческий вечер в Доме актера, репетируя по ночам, и это после "Голой пионерки", съемок "Казуса Кукоцкого" в Питере, то она буквально фонтанировала новыми идеями, даже танцевала степ, чего раньше никогда не делала. Чулпан не только замечательная актриса, но и человек со своей гражданской позицией.
- Для вас было приятной неожиданностью посещение Владимиром Путиным спектакля "Гроза"? После этого к вам стали относиться с большим пиететом?
- Не скрою, было приятно услышать его добрые слова в наш адрес, но я бы не сказала, что после этого ко мне стали по-другому относиться. В этом театре, еще со времен Олега Ефремова, не принято кого-то выделять, ставить на пьедестал, дух коллективизма живет и поныне.
- Ну а со стороны Галины Волчек вы чувствуете особое расположение, поскольку она-то знает, как непросто приходится женщине-режиссеру?
- Наши профессиональные отношения никак не связаны с полом, разве только они, может быть, более чуткие, чем у мужчин. Когда Галина Борисовна приходит на мои репетиции и видит какие-то недостатки, то осторожно подсказывает, пытаясь не задеть моего честолюбия и не уронить перед артистами. В этом смысле Волчек удивительный человек, она, как мама, опекает всех молодых режиссеров и идет с ними до конца, не предавая, даже если ей что-то не нравится в наших спектаклях.
- А с Кириллом Серебренниковым вы дружите? Можете что-то сказать по поводу двух его спорных спектаклей: "Сладкоголосая птица юности" и "Голая пионерка", тоже поставленных в "Современнике"?
- Дружбой это назвать нельзя, но общаемся мы довольно часто. Нынешнее молодое режиссерское поколение не держится вместе. Не то что раньше, когда режиссеры исповедовали одну художественную идею и поэтому чувствовали себя единой семьей. Сейчас такого нет. С одной стороны, это меня удручает, поскольку хотелось бы видеть рядом единомышленников, а с другой стороны, время такое - индивидуалистическое. Мы можем вместе пить кофе, но работы друг друга стараемся не обсуждать, понимая, что у каждого свой путь, свои пристрастия и спорить по этому поводу бессмысленно.
- Вас что-то огорчает, раздражает в современном театре?
- Слово "раздражает" мне не подходит, скорее - удивляет. А удивляет меня излишний консерватизм, существующий в большинстве репертуарных театров. Ну почему, к примеру, нельзя быть режиссером в 20 лет, если у молодого человека есть свои нестандартные идеи и он готов их воплотить на сцене?
Слава богу, уже никто не говорит, что социальная тема театру не нужна. А ведь сколько раз били "Современник" за это! Но Галина Борисовна гнула свою линию и в конце концов победила. Взять хотя бы мой спектакль "Америка, часть вторая", он тоже касается острых социальных проблем, хотя и поставлен в жанре комикса. Актеры не просто юморят, они высмеивают мир, лишенный простых человеческих чувств, где все покупается за деньги, в том числе любовь. Я прихожу в ужас, когда вижу по ТВ поучительные программы типа как стать миллионером, сделать карьеру... Оказывается, для этого надо предать друга, "настучать", подставить подножку... Идет специальная программа по уничтожению добра, и мне бы не хотелось дожить до такого времени, когда придется ставить спектакль-реквием о прощании с романтикой, любовью. Вот почему нам так нужен "Современник", который на протяжении 50 лет внушает зрителям: спешите делать добро, несите его людям, и оно к вам вернется...
А вчера приглашенная на премьеру "Пять вечеров" политическая элита стоя приветствовала артистов и молодого режиссера Александра Огарева после окончания спектакля. Кое-кто из политиков шутил: "Ну наконец-то Сергей Гармаш женился на Елене Яковлевой" - чего так многим хотелось в телесериале "Каменская". В этой постановке их герои не сделали карьеры и не стали преуспевающими людьми, но достигли большего - остались самими собой. Видно, это особенно подкупило политиков.
Беседу вела