УСПЕЕМ ЛИ ВЕРНУТЬ ДОЛГИ?

Боевая судьба Валентины Ивановны Козловой не совсем обычна: ей довелось выполнять на войне

Боевая судьба Валентины Ивановны Козловой не совсем обычна: ей довелось выполнять на войне мужскую "работу" - командовать зенитно-пулеметным расчетом.
- Пулеметы были неподъемные, - вспоминает Валентина Ивановна. - А еще ящики с боеприпасами - по 34 килограмма каждый. Девчонки, качаясь от тяжести, таскали их на себе.
Служила она до самой Победы. Не раз попадала под бомбежки, нарывалась на засады в лесах Полесья. Под Овручем ее ранило. Вылечившись, вернулась в родной полк. Потом восемь месяцев охраняла в Белоруссии важный железнодорожный мост, обеспечивая проход эшелонов на фронт.
- Бомбили почти беспрерывно, - рассказывает Валентина Ивановна. - Спали по два-три часа в сутки. Там я подбила вражеский бомбардировщик, за что мне присвоили звание младшего сержанта, наградили знаком "Отличник ПВО"...
С Валентиной Ивановной я познакомился после ее письма в редакцию. Увы, нерадостного. "Теперь я пожилой человек, живу с дочерью и внучкой в полуподвальной девятиметровой каморке, без удобств. От пережитых на войне стрессов у меня развился псориаз, кожа постоянно шелушится, а мне и помыться негде. Много раз обращалась в жилищный департамент города Курска, к губернатору с просьбой предоставить мне хоть какой-нибудь угол... В ответе иногда сообщают, как "продвигается" моя льготная очередь. За четыре года она почти не продвинулась. Я теперь в третьей сотне. Видно уж, не дождаться... Сколько разговоров о нуждах ветеранов войны! А на деле вспоминают о нас лишь по случаю очередной круглой даты. Мы уже к этому привыкли. Вот скоро 55-летие Победы. Сколько нас, тех, кто ее отстоял, осталось?.. Неужели мы не заслужили заботы? Ведь для себя чиновники понастроили и квартир, и коттеджей, а нам говорят: на жилье ветеранам нет в бюджете средств..."
В ветеранскую очередь в жилищном департаменте Курска Валентина Ивановна встала в 1996 году. До этого на "государственное" жилье не претендовала. Жила и работала в селе. Но когда умер муж, тоже фронтовик-орденоносец, силы оставили ее. Да еще, увы, сын-пьяница... Вот и перебралась она в город к дочери, в ее клетушку в ветхом доме.
Конечно, она не единственная из курских ветеранов, кто нуждается в жилье. Только инвалидов войны в льготной очереди - 430 человек. Валентина Ивановна вовсе не претендует на то, чтобы получить жилье раньше других льготников. Ей обидно за всех. Неужели за полвека с лишним невозможно было обеспечить фронтовиков квартирами? Увы, к 50-летию Победы Курск выдал инвалидам и участникам войны лишь восемь ордеров. Правда, за четыре последующих года - 127. А ныне о новосельях вообще не слышно...
Теперь у каждого начальника наготове ответ: дескать, какие к нам претензии, если в стране кризис, вместо живых денег - бартер и взаимозачеты. Курский губернатор Александр Руцкой к тому же крепко пеняет своим предшественникам в обладминистрации: оставили ему область разграбленной, с порушенной экономикой, так что не до социальных программ. Вот когда он наведет порядок, отладит финансовую систему, оживит денежные потоки - тогда будет возможность...
Но, похоже, Руцкой "прибедняется". Недавно на заседании областной Думы депутат Николай Грешилов обнародовал прошлогодний акт ревизии Минфина РФ. Оказывается, губернатор и его команда, позаимствовав у рижского "Парекс Банка" в 1997-98 годах в общей сложности 110,5 миллиона рублей, рассчитывались по удивительно разорительной для области схеме: ревизоры насчитали 74,6 миллиона рублей прямых потерь казны. Сколько же на эти деньги можно было построить многоквартирных домов для ветеранов?.. Огромный убыток области нанес в те годы и другой широко разрекламированный Руцким финансовый проект - выпуск облигационного займа на 250 миллионов рублей. Перечень кредитных потерь курян можно продолжать, но скажу лишь, что, по некоторым данным, сегодня общий долг - 1,5 миллиарда рублей - даже чуть больше общего годового дохода.
А строительство дорогостоящего мемориального комплекса, известного уже многим россиянам под названием "Триумфальная арка"?.. Увековечивание памяти павших - святое дело, никто не возражает. Но если нет средств на квартиры для прозябающих в трущобах бывших воинов, на бесплатные лекарства, то нравственно ли вкладывать сотни миллиардов рублей в бетон и мрамор, в асфальт многогектарных площадок, чугунные решетки... Лет 20 назад прежние власти уже затевали грандиозный мемориал в честь победы на Курской дуге, но не осилили, бросили. Писатель-фронтовик Евгений Носов в статье "Мемуары и мемориалы" отмечал недостаток той давней идеи: "...Слишком уж помпезно и затратно". А ведь тогда экономика не была столь больна.
Владислав ПАВЛЕНКО,