ЦЕНА ЯДЕРНОГО ПАРИТЕТА

Сегодня, как ожидается, Госдума России рассмотрит вопрос о ратификации многострадального договора об ограничении стратегических наступательных вооружений СНВ-2. Проблема, что называется, перезрела.

Документ, подписанный почти семь лет назад, был внесен на рассмотрение в Думу еще в 1995 году. Депутаты не раз с той поры собирались подступиться к его ратификации, однако вмешивались внешнеполитические обстоятельства - агрессия НАТО на Балканах, начало продвижения НАТО на восток и другие. Тянуть с ратификацией СНВ-2 - это почти весь арсенал мер, который мы смогли противопоставить игнорировавшему тогда мнение Москвы Западу.
Теперь тянуть нет ни повода, ни смысла. Только что избранному президенту России Владимиру Путину, которого многие за рубежом критикуют за Чечню, надо срочно продемонстрировать влиятельным партнерам, что он твердо управляет Россией и ни в малейшей степени не помышляет о ее новой милитаризации. К тому же и в самом деле следует сделать все, чтобы избавить страну от угрозы политической и экономической изоляции, которая замаячила вслед за известным решением ПАСЕ в Страсбурге. Так что сегодняшняя ратификация СНВ-2, а она почти всем представляется практически неизбежной, наиболее эффектный из возможных жест доброй воли в сторону Запада. Россия может позволить себе такую роскошь, ибо ничем в действительности не рискует. То, что по договору подлежит сокращению, все равно будет "съедено" нашими экономическими неурядицами. Ни обновлять свое стратегическое оружие (за исключением двух десятков новых ракет "Тополь-М", все же поставленных на боевое дежурство в Таманской ракетной дивизии), ни еще долго поддерживать то, что есть, в боеспособном состоянии, денег нет и не предвидится. По данным главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковника Владимира Яковлева к 2007 году составляющие основу российской ядерной мощи тяжелые межконтинентальные баллистические ракеты с разделяющимися боевыми частями РС-20 и РС-18 окончательно выработают свой ресурс и будут в любом случае сняты с дежурства. Таким образом, горько пошутил главком, сейчас Договор СНВ-2 превратился фактически в договор о сокращении стратегических наступательных вооружений одних только Соединенных Штатов. Стоит ли Госдуме России мешать этому?
Даже известный своими весьма твердыми взглядами на наши оборонные интересы начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов полагает, что ратификация Договора СНВ-2 - это не капитуляция, а шаг к поддержанию стратегической стабильности. По словам Ивашова, этот документ "позволяет Москве поддерживать стратегический ядерный паритет с Вашингтоном. С военной точки зрения целесообразность ратификации заключается в том, что в результате Россия сохраняет тот ядерный потенциал, который она может содержать, и одновременно подтягивает к этому уровню США".
А вот мнение бывшего первого заместителя министра обороны РФ, а в недавнем прошлом секретаря Совета безопасности России Андрея Кокошина:
- Нератификация Государственной Думой Договора СНВ-2 создала бы угрозу для статуса России как великой ядерной державы, поскольку экономически Россия все меньше и меньше может сохранять количественные уровни ядерных сил, установленные Договором СНВ-2. Единственным приемлемым для России выходом в сохранении ее статуса и поддержания баланса с США является переход, как можно более скорый, к новому договору СНВ-3, в соответствии с которым стороны будут располагать по 2000-2500 боезарядов на стратегических носителях.
Впрочем, даже мнения бывших и нынешних авторитетных руководителей военного ведомства убеждают не всех депутатов. Категорически против - фракции КПРФ и аграрно-промышленная депутатская группа. Не все ясно с фракцией ЛДПР. Важнейший аргумент противников ратификации - угроза одностороннего выхода Соединенных Штатов из договора по противоракетной обороне, подписанного еще в 1972 году. Причем угроза вполне реальная, по крайней мере так полагает нынешний секретарь Совбеза России Сергей Иванов. В этом случае речь пойдет о развертывании на североамериканском континенте новейшей системы ПРО с коэффициентом эффективности 0,8. Говоря попросту, американцы намерены добиться возможности сбивать на подлете к своей территории восемь ракет из каждых десяти. Тогда в Вашингтоне может возникнуть опасное ощущение почти полной своей безнаказанности в гипотетическом ядерном конфликте. Но вся штука в том, что попытаться нейтрализовать эти планы Россия может только политически. И первый шаг в этом направлении - ратификация СНВ-2.