Рем Вяхирев отложил заготовленную речь в сторону, "потом почитаете", - и заговорил о том, что его волнует больше всего.
- Мы вступаем в новый этап развития газовой отрасли,- сказал глава Газпрома. - Его особенность в том, что стадия традиционной добычи углеводородов осталась позади. На смену пришел более сложный уровень работы с недрами, а мы к нему недостаточно готовы. Привыкнув к мысли, что Россия обладает самой богатой ресурсной базой в мире, многие упустили из виду, что сырье еще надо уметь взять. Без принципиально новых научных изысканий и совершенных технологий поднять газодобычу, темпы прироста запасов углеводородов невозможно. Только на страстном желании иметь газ в нужных объемах далеко не уедешь. Решить наши проблемы можно лишь в тесном контакте с серьезной наукой.
Для справки. В газовой отрасли широко используются новейшие разработки и технологии. В настоящее время компания сотрудничает с двадцатью институтами РАН.
Одной из важнейших задач академической науки Рем Вяхирев считает технико-просветительскую деятельность. Практика показывает, что зачастую государственные мужи, от решений которых во многом зависит жизнедеятельность отрасли, совершенно не знакомы с принципами ее работы. Для них все равно, что будет брошено в печку, - уголь, газ или кизяк: лишь бы было тепло и дешево. А когда жизнь требует кардинального изменения подходов к топливно-энергетическим проблемам страны, начинается истерика. Между тем главная проблема состоит в необходимости изменения топливно-энергетического баланса страны.
Как отметил в своем докладе заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Валерий Ремизов, компания больше не в состоянии нести на себе основную топливную нагрузку.
Для справки. Газпром активно ведет и будет продолжать газификацию населенных пунктов, понимая, что "голубое топливо" - одна из немногих сегодня возможностей поддержать уровень жизни россиян. Это один из приоритетов газовиков.
Деформация топливно-энергетического баланса произошла по двум причинам. Во-первых, газовики - в отличие от нефтяников и угольщиков - вовремя сумели адаптироваться к новым условиям хозяйствования, а у нас кто везет воз, того и погоняют. Другая причина состоит в искусственном сдерживании цен на продукцию естественных монополий - газ и электроэнергию.
- В решении этого важнейшего для страны вопроса решающая роль принадлежит экономическому отделению РАН,- подчеркнул В. Ремизов.
Сегодня в России разрабатывается новая энергетическая стратегия. Она должна быть ориентирована на переход от газовой - к газоугольной и нефтяной энергетике. Здесь также не обойтись без академической науки.
Корректировка энергобаланса страны вовсе не означает, что газодобычу надо резко сократить. Да Газпром и не ставит такой цели. Наоборот: в связи с растущими потребностями в "голубом топливе" к 2010 году в России ежегодно должно добываться примерно 630 млрд. кубометров, а потом добыча стабилизируется на уровне примерно 700 млрд. кубометров газа в год. Львиная доля в этом раскладе приходится, конечно, на Газпром. Но, как уже отмечалось, изменился объект добычи газа, а значит, должно измениться и все остальное. Здесь на помощь газовикам должна прийти фундаментальная наука.
- Последнее время востребованность науки была близка к нулю,- сказал президент РАН Юрий Осипов.- Теперь ситуация меняется. Уверен, что вклад академиков в разностороннее развитие газовой отрасли будет достойным.
А вклад требуется прежде всего со стороны академической геологии, от которой ждут новых идей в методах поиска и открытия месторождений. Сегодня основной объем газа в стране добывается с трех месторождений, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Но они уже прошли свой пик: Медвежье выработано на 80 процентов, Уренгойское - на 58, Ямбургское - на 39. 80 процентов газа добывается с месторождений с падающей добычей. Чтобы не оказаться через несколько лет без "голубого топлива", необходимо осваивать новые объекты. Для этого нужны фундаментальные научные знания и новые технологии, учитывающие особенности современной добычи. Пока же, по словам директора Института проблем нефти и газа РАН Анатолия Дмитриевского, в стране используются технологии, базирующиеся на технических разработках начала века.
Добыча углеводородов перемещается все дальше на север, в зону арктических морей и более сложных климатических условий. Страна оказалась во многом не готовой к разработке шельфовых месторождений. Как образно выразился Рем Вяхирев, у нас, кроме байдарки и весла, других технических средств не имеется. Правда, по заказу Газпрома на оборонных предприятиях строятся уникальные ледостойкие платформы для работ на арктическом шельфе, но этого недостаточно. Необходима серьезная поддержка отечественной науки в определении новых принципов разработки недр. Классические основы проектирования работ уже не удовлетворяют практиков и требуют кардинального пересмотра.
Для справки. Ученые подсчитали, что разведанных запасов нефти в нашей стране должно хватить на 55 лет, газа - на 80, угля - на несколько веков. Но что кроется за этими цифрами? При каких условиях расчеты будут соответствовать реальности? Как надо использовать топливо, чтобы получить оптимальную отдачу?
Вопросы эффективного использования углеводородов, в частности газа, газоконденсата и нефти, тоже в первую очередь зависят от научных обоснований. Для расширения сырьевой базы надо использовать и нетрадиционные ресурсы. К ним в первую очередь относится метан угольных пластов. Только в Кемеровской области его запасы превышают 12 триллионов кубометров. Газпром уже заключил с администрацией области на этот счет соглашение о проведении совместных работ. Кстати, в США ежегодно добывается до 35 млрд. кубов шахтного метана, но технологии их далеки от совершенства, и новое слово - за российскими учеными. Как и в других сферах нетрадиционных источников добычи газа.
Общих задач у газовиков и ученых много. Но главное, есть понимание необходимости тесной совместной работы. От нее в конечном итоге зависит не только будущее газовой отрасли, но и, в немалой степени, будущее страны.