ОБОРОНЩИКИ ПРОСЯТ РУБЛЯ

Рабочие Кемеровского механического завода иногда делают патроны, а в основном разводят свиней и доят коров, потому что кушать хочется.

Созданный в 1929 году Кемеровский механический завод задумывался как ведущий в регионе производитель горно-шахтного оборудования. В 42-м решением Госкомитета обороны на его мощностях было налажено производство снарядных гильз. В послевоенные годы завод стал оборонным и работал по госзаказам.
В принципе и сейчас патроны - стратегическое направление деятельности завода. Правда, ситуация парадоксальная. Армии патроны нужны, "Росвооружение" иногда подбрасывает заказы, но как дело доходит до оплаты, так начинается "старая песня о главном". В 1997 году завод выполнил заказ на 19 миллионов рублей - Минобороны денег не дало. В 98-м году - еще на 34 миллиона - снова та же история. Директор завода Геннадий Тузков пояснил ситуацию одной фразой: "Нас кинули".
Кинули на произвол судьбы. А судьба у предприятия - не позавидуешь. Износ оборудования, работающего еще со времен Великой Отечественной, - 45 процентов. За последние десять лет новыми мощностями завод не прирос. "Может, это происки мирового капитала, - гадают рабочие. - Американцы нас, поди, с удовольствием бы похоронили".
В прошлом году завод произвел 20 тысяч патронов. Могли бы их продавать напрямую близлежащим воинским частям, да у тех денег нет.
Чтоб не протянуть ноги, труженики оборонного завода разводят разную живность. Сейчас в 140 километрах от Кемерова в подсобном хозяйстве ожидают очереди на съедение 700 голов свиней, 140 - крупного рогатого скота. Благодаря "подсобке" 700 человек, занятых на производстве, раз в день бесплатно кормятся в заводской столовой.
Долг по зарплате на предприятии - 20 миллионов, энергетикам - 34 миллиона, фискальным органам - 33 миллиона рублей. Если б государство свои долги вернуло, заводчане бы оптимистично смотрели в будущее. А так только на отопление технологических мощностей уходит по 20 миллионов рублей в год. Ведомственный главк за это же время выделяет госпредприятию на содержание 160 тысяч - это 0,8 процента от необходимого.
Один большой оплаченный госзаказ оправдал бы оборонное предназначение предприятия. Вроде бы такой намечается. Заводчане ждут. И перебиваются с хлеба на воду мирной продукцией, запчастями к автомобилям и сельхозтехнике.
В сентябре прошлого года Министерство обороны, по достоинству оценив работу предприятия, предоставило заводу крупный заказ на изготовление снарядов для армейских учебных центров, ведущих подготовку солдат к участию в чеченской операции. Новый заказ - это зарплата для изголодавшихся по оборонному труду заводчан. Ведь сколько высококлассных специалистов не ушло с предприятия. Здесь считают, что сила и мощь государства в становлении в том числе военной промышленности.
КОММЕНТАРИЙ ВОЕННОГО ОБОЗРЕВАТЕЛЯ
То, о чем сообщает наш корреспондент, означает одно - завод в Кемерове безнадежно встал, как и тысячи других предприятий ВПК. Ведь что такое изготовленные на нем в прошлом году 20 тысяч патронов? Семь сотен автоматных рожков - батальону в Чечне на двадцать минут не очень горячего боя. И если бы так дело обстояло только на этом оборонном предприятии... Вот отчаянное признание начальника вооружений Вооруженных сил России генерал-полковника Анатолия Ситнова: новых боеприпасов российская армия не получает уже десять лет. Вы слышали о 60 тысячах взрывоопасных предметов, оставшихся в развалинах Грозного после недавнего штурма? В значительной мере это неразорвавшиеся снаряды, бомбы и мины, которые без счета сыпали наши войска на головы ожесточенно оборонявшихся бандитов. Выходит, многие боеприпасы врагу урон наносили не больший, чем камни из римской катапульты. Но они и не могли эффективно сработать, если на стальных и чугунных боках несли заводское клеймо с годом изготовления - 1955-й или даже 1943-й, были и такие.
Да разве только боеприпасы? Ресурс большей части оружия и техники сухопутных войск истекает в 2003-2005 годах, вооружений Военно-Морского флота - в 2005-2008 годах, авиации - в 2010-2015 годах. Космическая группировка Вооруженных сил страны на 67-70 процентов уже за пределами допустимых сроков эксплуатации. В нынешнем году планировалось заменить устаревшие самолеты Ил-18, Ан-12, истребители МиГ-25. Но уже сегодня понятно, что это чистой воды маниловщина, денег у ВВС нет. Большие надежды Министерство обороны РФ возлагало на представленную в правительство Концепцию развития вооружений и военной техники на период до 2015 года. Однако не успели просохнуть чернила на подписях под этим документом, как все тот же генерал-полковник Анатолий Ситнов с горечью сообщил: государство не в состоянии профинансировать и эту программу. Да и чем оно вообще в состоянии сегодня реально помочь армии, если на поддержание своей уникальной военной инфраструктуры, аналоги которой имеют только США, Китай и НАТО, Россия тратит около 1 миллиарда долларов в год. А, скажем, Соединенные Штаты - 93 миллиарда долларов.
Возможно, бедствующих кемеровских заводчан хоть немного утешит, что Владимир Путин распорядился все долги перед "оборонкой" за 1999 год погасить "живыми" деньгами. Но общий долг перед ВПК пока неподъемен - примерно 25 миллиардов рублей. К тому же при расчетах через коммерческие банки теряются до 40 процентов средств, выделенных государством для ВПК. Военное ведомство предлагает поскорее покончить с этим беспределом и впредь финансирование вести через Министерство финансов, в котором следует создать специальное подразделение.
Сергей ИЩЕНКО.