Метерлинк и Чехов продолжают оставаться источниками оперных сюжетов
Один из интереснейших проектов фестиваля «Опера априори», который начался недавно концертом мировой звезды барочной музыки Юлии Лежневой, — «Интеллектуальная опера: за гранью воображения» — представлен двумя операми последнего столетия: «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока и «Черный монах» Алексея Курбатова (мировая премьера).
Этот масштабный проект осуществляется силами Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением дирижера Большого театра Павла Сорокина, Государственной академической хоровой капеллой России имени А.А. Юрлова, самыми известными на сегодняшний день исполнителями партий Герцога и Юдифи — венгерскими певцами Балинтом Сабо (бас), Ильдико Комлоши (меццо-сопрано) и ведущими солистами Большого театра — Дарьей Зыковой (сопрано),
Максимом Пастером (тенор), Петром Мигуновым (бас) и солистом Фламандской оперы Геворгом Григоряном (бас-баритон).
«Замок герцога Синяя Борода» — единственная опера прославленного венгерского композитора ХХ века. На ее создание Бартока вдохновила не известная французская сказка Шарля Перро, а версия Мориса Метерлинка «Ариана и Синяя Борода», опубликованная в 1901 году. Либретто оперы написал венгерский литератор Бела Балаж, который не только облек прозаический текст Метерлинка в стихотворную форму, но и добавил венгерского народного колорита. Опера была закончена незадолго до знаменитого сараевского выстрела, повлекшего за собой начало Первой мировой войны. Предчувствие страшной катастрофы уже витало в воздухе Европы, и музыка оперы, одновременно роскошная и пугающая, это отразила.
Действующих лиц здесь всего два — герцог Синяя Борода и его жена Юдифь. Опера представляет собой не что иное, как музыкальный диалог персонажей, в котором оркестр поддерживает вокальные партии. В центре произведения Бартока — внутренний мир человека и его «потайные дверцы», со своими демонами и чудовищами. Посыл этого произведения очевиден: наибольшую опасность для человека представляет он сам, ибо только он вправе распоряжаться богатствами и дарами своей натуры как во
благо, так и во вред.
Мировая премьера состоялась в Национальном театре Будапешта 24 мая 1918 года — через семь лет после ее создания.
«Черный монах» создавался российским композитором Алексеем Курбатовым в 2008–2009 годах. В основе сюжета — одноименная повесть Антона Чехова (1893), рассказывающая о грустной истории магистра Андрея Коврина, сошедшего с ума и разговаривающего с невидимым для остальных Черным монахом, который отвечает ему на все вечные вопросы: «Зачем мы здесь? Почему мы? Что есть счастье? Есть ли вечная жизнь?». Окружающий мир кажется Коврину враждебным, и даже влюбленность в Татьяну не дает ему выхода из тупика, который ему видится во всем земном и нормальном. Через какое-то время Татьяна и ее отец Песоцкий замечают его душевную болезнь и пытаются вылечить. От этого Коврин чахнет и перестает ощущать в себе присутствие гения (который, согласно Чехову, неразрывно связан с сумасшествием). Он пытается порвать с внешним миром, который давит на него все сильней и сильней, и в результате разрушает свою жизнь. Татьяна проклинает его, и, последний раз поговорив с Монахом, Коврин умирает.
«Самым важным для меня в этом сюжете является смена вектора с внешнего мира на мир внутренний, — утверждает композитор. — В то время как Чехов описывает события отстраненно и объективно, я попытался средствами музыкальной выразительности сместить акцент на внутренний мир Коврина — то есть всех героев оперы и все события мы видим сквозь призму его зрения. Для него Черный монах — самое светлое, что происходило с ним, а сад Песоцкого, по земле которого стелется черный дым и в котором происходит основное действие, — нечто липкое и терпкое, то, что не дает дышать полной грудью и творить. И Татьяну он скорее не любит, а пытается уговорить себя жить вовне так же полно, как он живет внутри. Поэтому самая трагедия для него наступает в тот момент, когда он понимает, что вылечился и Монаха больше не увидит. В опере нет хороших и плохих героев — есть только одинокий человек, окруженный демонами своего сознания. По сути дела, не важно, были ли на самом деле сад, Песоцкий и Татьяна. Главное, что был Черный монах».