Совсем пропавший

Экипаж «Боинга» не успел даже подать сигнал SOS. Но подобные катастрофы уже случались в истории гражданской авиации

Исчезновение в ночь на 8 марта самолета Boeing 777-200ER авиакомпании Malaysia Airline, следовавшего из Куала-Лумпура в Пекин, обрастает слухами и легендами. Пропавший лайнер уже неделю ищут спасатели и военные 15 стран, включая Китай, Австралию, Японию, Малайзию, Вьетнам, Сингапур, а также индийская береговая охрана. Но внятных результатов столь масштабная операция пока не дала. История кажется просто невероятной в наше время, когда спутники и радары в любой момент и в любой точке планеты отслеживают все, что летает. Тем не менее гражданская авиация знает подобные случаи — и немало.

Вчера агентство «Синьхуа» сообщило, что китайский спутник сфотографировал предметы в воде, похожие на фрагменты самолета, но они в указанном месте таинственным образом исчезли. Малайзийские военные поделились другой новостью: они вроде бы засекли на севере Малаккского пролива сигнал, который мог передаваться с «Боинга». Но дальше этого расследование не двинулось. Сам глава ЦРУ Джон Бреннан огласил версию, согласно которой командир лайнера мог выбрать столь экзотический способ самоубийства, прихватив с собой в лучший мир пассажиров и товарищей по экипажу. В эти же дни зловещее звучание приобрели сообщения о микротрещинах, обнаруженных в плоскостях самых больших пассажирских «Боингов», не так давно вышедших на регулярные рейсы, — некоторые эксперты грешат на композитные материалы, используемые в суперлайнерах.

В общем, версии, обрывки сведений, догадки, которые пока никак не складываются в единую картину. И это дало основание окрестить исчезновение малайзийского самолета чуть ли не самым уникальным и сенсационным ЧП за всю историю гражданской авиации. Увы, подобные сенсации случались и прежде, от них никто не застрахован и сегодня.

Эксперты, к которым «Труд» обратился за разъяснениями, вспоминают, что иногда на расследование загадочных катастроф уходили месяцы и даже годы. Достаточно назвать целую серию пропаж в районе Бермудского треугольника или исчезнувший над Северной Атлантикой в сентябре 1990 года Boeing-727 перуанской Faucett Airlines, направлявшийся в Майами. Несколькими годами позже операторы потеряли на экранах радаров Boeing-727, подлетавший к берегам Африки со стороны Атлантического океана. Обнаружить следы лайнера так и не удалось. Со временем появилась версия, что самолет просто украли, чтобы владелец мог получить страховку.

До сего дня французские авиационные власти задаются вопросом, как опытные пилоты (их на борту было трое) потеряли в 2009 году контроль над Airbus рейса 447 Air France при вполне управляемой ситуации. Самолет считался максимально безопасным, шел на автопилоте на крейсерской высоте, и казалось непостижимым, как он мог исчезнуть. Установить причину удалось, когда с помощью локаторов спустя два года обнаружили обломки на дне Атлантического океана. Водолазы достали «черные ящики», записи расшифровали. И следователи пришли к выводу, что крушение произошло из-за роковой ошибки экипажа. В полете внезапно отказал автопилот, а вроде бы опытные летчики оказались не готовы к не такой уж редкой нештатной ситуации и совершили трагическую оплошность. На земле картину произошедшего удалось выяснить лишь после длительных поисков и исследований.

В 1999 году в день Хэллоуина 217 человек похоронил в Атлантическом океане рейс 990 Egypt Air. Хотя мы, наверное, не никогда не узнаем досконально всего, что предшествовало этой катастрофе и что именно произошло в кабине экипажа, но расшифровки последних переговоров пилотов повергают в шок. Командир: «Что это? Что это такое? Зачем вы заглушили двигатели?» Второй пилот: «Я полагаюсь на Бога...»

Так что же могло произойти на борту малайского «Боинга»? Этот вопрос мы задали нашему эксперту, опытнейшему расследователю авиационных происшествий Валерию ПОСТНИКОВУ. В свое время он был прикомандирован ГосНИИ ГА к одному из секретных подмосковных институтов, занимавшемуся анализом аномальных явлений, в том числе и в гражданской авиации.

«Я бы обратил внимание на проскользнувшее в СМИ заявление представителя малайзийских авиационных властей о том, что самолет „дезинтегрировался“. Наиболее вероятно, что на борту возникла нештатная ситуация, произошедшая из-за разрушения корпуса либо разгерметизации. Спровоцировать трагедию могли также какие-то сильные атмосферные возмущения, и в связи с этим — выскакивание самолета на запредельные углы атаки. Это явление расследователи называют ТЯН — турбулентности ясного неба, когда лайнер вдруг неожиданно сваливается в штопор. Процесс, как правило, настолько скоротечный, что экипаж не успевает что-либо предпринять и даже дать сигнал тревоги. А вот третью причину, связанную с фальшивыми паспортами двух пассажиров и возможным терактом, скорее всего, не стоит принимать в расчет. Если предположить, что идет речь о смертниках, то времени прошло достаточно, чтобы какая-нибудь террористическая организация взяла на себя ответственность. Иначе смысла в таких акциях просто нет. Почему на первое место я поставил разрушение самолета? Дело в том, что машина достаточно новая с точки зрения своей конструкции, очень много в ней композитов, что, кстати, вызывало споры даже среди ее создателей. И один из главных вопросов отнюдь не праздный: насколько надежно может противостоять эта конструкция мощным турбулентным моментам. Что смущает? Ну, ладно, связь оборвалась, но даже при сваливании они ведь не камнем падали — могли хоть что-то сообщить? Послать, наконец, сигнал бедствия. Ведь навигация сегодня спутниковая — никакого отказа в этом смысле быть не могло. Получается, времени у экипажа не было ни на что. Так что логически монтируются три причины: дефекты прочности, взрыв и: инопланетяне».

На весьма странные обстоятельства исчезновения малайзийского лайнера обращает внимание генеральный директор консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей МЕЛЬНИЧЕНКО: «Анализируя нагромождение фактов, когда контролирующие службы разных стран выдвигают и затем опровергают свои же версии, приходишь к выводу о полной неразберихе. Но именно так бывает, когда посвященные люди стремятся утаить или выведать какие-то военные либо государственные секреты. Например, под шумок выведать технические параметры, связанные с оборудованием слежения, его разрешающей способности у различных стран. Нечто подобное, кстати, происходило в 1983 году, когда был сбит залетевший в наше воздушное пространство южнокорейский лайнер.

Еще один удивительный аспект. Вдруг оказалось, что можно запросто купить чужой паспорт и без труда попасть на борт самолета, выполняющего международный рейс. Руководитель Интерпола Роналд Нобле заявляет, что в их базе 40 млн украденных или исчезнувших паспортов. Причем сетует на то, что лишь считанное число государств пользуется этой базой, и приводит цифру: в прошлом году авиакомпании без обращения в базу данных Интерпола перевезли миллиард пассажиров. Кстати, есть вопрос: в числе каких стран находится Россия?»

P.S. На момент подписания в номер материала обнадеживающих новостей о пропавшем «Боинге» не было. Надежда, не умирай...