Ушел из жизни Виталий Вульф

Телеведущий передачи «Мой серебряный шар» умер после долгой, продолжительной болезни на 81 году жизни в Москве

Телеведущий Виталий Вульф запомнился огромному количеству россиян по передаче «Серебряный шар», позднее переименованной в «Мой серебряный шар», впрочем, это всего лишь малая доля того, чем был знаменит этот, без преувеличения сказать, великий человек. 15 февраля этого года Вульф был срочно госпитализирован, вследствие долгой, продолжительной болезни. Без малого 2 месяца врачи сражались за его жизнь, однако безрезультатно — буквально несколько дней назад состояние телеведущего и искусствоведа резко ухудшилось, и медики перевели его в реанимационное отделение Боткинской больницы. Увы, это также не принесло результата, вчера он умер, до последних минут оставаясь в сознании. Свой 81–й день рождения Вульф планировал порадовать своих кумиров новым циклом передач, а также изданием нескольких биографических книг. К великому сожалению, сделать это он так и не успел.

Как сообщает «РИА Новости», Виталий Вульф родился в Баку 23 мая 1930 года в крайне интеллигентной семье. Его отец был одним из наиболее известных бакинских адвокатов, мать занималась преподаванием русского языка. После успешного окончания средней школы будущий телеведущий поступил на юридический факультет МГУ. Впрочем, учеба не доставляла ему ни малейшего удовольствия. ИТАР-ТАСС приводит слова самого Вульфа: «У меня была природная страсть к театру. Восьмилетним ребенком отец привел меня в театр. Я увидел спектакль и заболел». Так или иначе, но юрфак им был закончен, а еще через 5 лет он поступил в аспирантуру, а в 1961 году успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Обязанность доказывания в современном английском процессе».

Страсть к театру не оставляла его ни на минуту. В 1962 году будущему телеведущему и искусствоведу удалось наладить дружеские отношения с культовым в то время театром «Современник», и его руководителем Олегом Ефремовым. Это сыграло положительную роль, и в 1965 году он был введен в художественный совет театра. Учитывая, что театрального образования Вульф не имел, это кажется практически невозможным. Так или иначе, несмотря на увлечения «Мельпоменой», искусствовед не оставлял своих юридических обязанностей: с 1967 по 1997 год он работал в Институте международного рабочего движения АН СССР (с 1992 г. — Институт сравнительной политологии РАН). Более того, Вульф практически прошел все ступени этого учреждения: пришел туда он младшим сотрудником, после вырос до старшего, еще позднее стал ведущим. Интеллигентность и врожденная дружелюбность позволяла ему делать практически невозможное. К примеру, в 1967 году ему удалось напечатать большую научно — публицистическую статью о движении «хиппи», на которое в Советском Союзе было наложено табу.

На протяжении практически всей своей сознательной жизни он общался с иконами театрального мира. В 1994 году на экраны впервые вышла его авторская передача «Серебряный шар», сразу же полюбившаяся многим россиянам. В передаче, Вульф рассказывал телезрителям об ушедших кумирах театрального мира, зачастую столь трагически, что у зрителей на глаза наворачивались слезы. Однако, в 2003 году, видя, что «Первый канал» теряет интерес к этой передаче, не раздумывая подал в отставку. Буквально на следующий день ему поступило предложение вести такую же передачу на телеканале «Россия», она претерпела лишь незначительные изменения в названии, и стала называться «Мой серебряный шар». Именно с этим названием передача выходила до самой смерти телеведущего. В 2007 году, кроме прочего, он стал еще и главным редактором радио «Культура».

Виталий Вульф был лауреатом множества премий, в том числе наиболее престижной «Тэфи», оценивающей достижения российского телевидения. Однако наиболее главной его наградой стала любовь множества россиян, еженедельно собирающихся перед телевизором в ожидании любимой программы.

По последним данным, Виталий Вульф будет похоронен в четверг 16 марта на Троекуровском кладбище. Порощание с телеведущим состоится завтра, 15 марта, в Центральном доме литераторов в 11:00.

Даниил Страхов, актер:

– Для меня известие о смерти Виталия Вульфа стало огромной неожиданностью, я бы даже сказал шоком. Виталию Яковлевичу я обязан очень многим, особенно в последний год он часто приходил на Бронную, влюбился в спектакль «Варшавская мелодия», его показ по центральному телевидению сыграл очень большую роль в возрождении театра. Я к нему всегда относился с большой нежностью и почтением, очень больно и печально, что его больше нет среди нас. Первый раз мы с Виталием Яковлевичем встретились еще в 1997 году в театре Гоголя, где я репетировал и играл Николая Треухова в спектакле «Петербург». Он приходил посмотреть и оценить эту мою первую театральную работу. Мне был 21 год, и я смотрел на него как на глыбу, легенду, снизу вверх, что называется. Мне было, конечно, очень лестно и приятно, когда он сделал про меня программу «Серебряный шар», что такой великий человек заинтересовался моими скромными работами.

Татьяна Васильева, актриса:

– Смерть Виталия Яковлевича – очень большая потеря для меня лично и для всей нашей страны в целом. Мы познакомились еще в 70-х, с ним всегда было очень приятно и работать, и просто дружить. Виталий Яковлевич оставил нам большое наследие, тот же «Серебряный шар» смотрели практически все. Он сполна посвятил себя тому, что любил больше всего на свете – театру, это была его природная страсть. Уверена, что никто и никогда не сможет занять его нишу. Я сейчас нахожусь на гастролях, но очень надеюсь, что успею вернуться к его похоронам.

Николай Цискаридзе, премьер балета Большого театра:

– Мне очень повезло в жизни, я был очень дружен с Виталием Яковлевичем. Мы познакомились очень давно, когда я был еще совсем начинающим артистом. Он всегда уделял мне много внимания, водил в театры, давал читать правильные книги, образовывал, помогал во всем и всегда очень сильно защищал, если кто-то пытался меня хоть как-то задеть. Но между тем, одновременно, если он считал, что я не прав, то и очень сильно журил, но это было всегда по-доброму и с любовью. Последний раз мы виделись с Виталием Яковлевичем в январе, а когда он попал в больницу, я ему часто звонил, старался поддержать. Конечно же, мы все надеялись, что он поправится.