Эти ухоженные, как современные девушки-модели, машины десятки лет не выезжали из музейных хранилищ.
- Вот видишь, это единственный сохранившийся из императорского гаража "трицикл Де Дион-бутон", - сотрудник Политехнического музея Дмитрий Ковалев показывает на нечто, напоминающее мопед, только с тремя колесами. - Николай II приобрел его в 1888 году для Царскосельского лицея. С него и началась история этой "сокровищницы" на колесах.
Вот еще один экземпляр - "Пежо-Бебе". Этот автомобиль помоложе - 1913 года выпуска. Назвали его из-за габаритов - всего 330 килограммов весит (на выставку чудо-технику занесли на руках). Николай II приобрел машину для своих детей. "Бебе" разгонялся до 60 километров в час. По тем временам набирал скорость приличную. Сейчас уникальная машина, увы, для езды не годится. Но тем не менее нынешний владелец "Пежо" Александр Хлупнов души в нем не чает.
- В нашу семью автомобиль попал благодаря отцу. Он купил его в 1940 году, - рассказывает Александр. - Мы как-то пытались на нем ездить, но он был безнадежно сломан. Так "Бебе" и стал семейной реликвией.
А вот любимый автомобиль противника царского режима Владимира Ленина "Роллс-Ройс", несмотря на почтенный возраст, до сих пор на ходу. В личном гараже Ильича числились два авто модели Silver Ghost. На одном из них, которое и попало на выставку, пролетарский вождь катался почти до самой смерти. Второй же "Роллс-Ройс" использовался лишь зимой для поездок в Горки. У этой машины была уникальная комплектация: обычные задние колеса заменяли... резиновые гусеницы, а на передних - крепились металлические лыжи. "Приличный тюнинг Ильич сделал", - шутят поклонники ретро-автомобилей.
Кстати, среди автоколлекционеров ходит легенда о том, как он влюбился в английские машины. Однажды в Париже якобы Ленина сбил на дороге "Роллс-Ройс". И будущий вождь мирового пролетариата потребовал с владельца авто деньги за моральный ущерб. Получив требуемую сумму, Ильич сказал тогда Дзержинскому: "Роллс-Ройс" - авто хорошее. Как вернусь в Россию, обязательно возьму себе парочку".
В отличие от Владимира Ленина, который ценил все европейское, его преемники на посту руководителя советского государства довольствовались шедеврами отечественного автопрома. Наши конструкторы тоже не лыком были шиты: даже электроподъемники для стекол на правительственные "Чайки" ставили. Советские лимузины - особая гордость гаража особого назначения. Ведь их собирали поштучно. Уже тогда машины оснащались автоматическими и полуавтоматическими коробками передач, самонакачивающимися шинами и бронированными стеклами. Кстати, броня однажды спасла от гибели пассажиров Леонида Брежнева.
- Его "ЗИЛ-111" попал в перестрелку, - рассказывает историк Владимир Киреев. - Он двигался в кортеже, встречающем советских космонавтов. Террорист Ильин решил, что в лимузине едет сам Брежнев, и открыл стрельбу. Но в салоне сидели космонавты Терешкова, Леонов, Николаев и Береговой. Водителя он застрелил, но никто из пассажиров, к счастью, не пострадал.
Леонид Ильич вообще был страстным автомобилистом. Особую любовь он испытывал к машинам для охоты. Их делали с учетом особых пожеланий генсека: и чтобы грязи не боялись, как "уазики", и чтобы там было комфортно, как в "Волге". Недолго думая, автомобилестроители и скрестили "Волгу" с "УАЗом". Но этот внедорожник Ильичу не понравился: стрелять через маленькие окошки было не удобно.
Автоколлекционеры любые бы деньги отвалили, чтобы заполучить эту машину генсека, впрочем, как и другие исторические авто. "Но они бесценны, - говорят ветераны гаража особого назначения. - Память ведь деньгами не измеришь..."