НЕ НУЖНА ТЕБЕ ТАКАЯ ТАЧКА, БРАТ!

Есть старая истина: продолжение фильма неизменно бывает хуже оригинала. Исключения наперечет: "Крестный отец" да еще, пожалуй, пара-тройка лент. Поэтому желание авторов нашумевшего фильма "Бумер" продолжить приключения черной, как катафалк, тачки и ее крутых пассажиров вызвало у меня, не скрою, скептическую усмешку. Тем более что я не был большим поклонником и первого фильма...

Признаюсь, при всей внешней лихости дебютной ленты режиссера Петра Буслова, породившей толпы фанатов, а заодно и моду на бейсбольные биты, блатную лексику, мелодии композитора Шнура, звучащие нынче в каждом втором мобильнике, была в первом "Бумере" некая нравственная червоточинка, которая не позволяла принять этот фильм. Многие, помню, упрекали ленту в романтизации уголовщины, насилия, обращали внимание на сомнительный нравственный посыл героев и авторов той легендарной ленты: "Это не мы такие. Это жизнь такая".
Слов нет, жизнь в годы развитого ельцинизма, живописанию которых отдал дань первый "Бумер", была безнадежно хреновая, но у нормального человека всегда есть выбор: взять в руки метлу и начать подметать или взять в руки бейсбольную биту и начать крушить черепа. Герои фильма волею авторов выбрали второе. И потому лично мне их переживания, поданные авторами с изрядной долей сочувствия, были, мягко говоря, малосимпатичны. А мой коллега, журналист Дмитрий Шеваров, и вовсе, помню, озаботился после того фильма ехидным вопросом: стоило ли устраивать революцию в кино, если вместо Васька Трубачева на экраны в итоге пришел Димон Ошпаренный?
Напомню: пресловутый Димон (Н. Мерзликин) - это один из героев фильма "Бумер", который отличился не только тем, что участвовал во всех опасных играх "криминального квартета", но и в трудную минуту предал трех своих подельников. Нынче он перекочевал в новый "Бумер", но уже в качестве крутого бизнесмена. Томимый чувством неизбывной вины, Димон за большие деньги выкупает своего старого дружбана по кличке Кот из тюрьмы. Для этого, правда, авторам сиквела пришлось Кота оживить. Расстрелянный почти в упор ментами, он чудом выздоровел в тюремной больнице, отмотал на зоне 4 года вместо обещанных 15 лет, перековался из бандита в стахановца и теперь выходит на свободу с чистой совестью. Если, конечно, не брать в расчет то малозначащее обстоятельство, что ценой его свободы стала смерть другого зэка - надо же как-то руководителям колонии свести концы с концами в тюремной отчетности...
Кота это обстоятельство, похоже, мало напрягает. Равно как и скорая смерть Димона, по сути, закрывшего Кота своим телом от пуль убийцы, нанятого тюремными начальниками. Только-только Кот успеет сказать Димону: "Сделай так, чтобы твоим дочери и сыну больше повезло, чем нам", как пуля оборвет жизнь беззаветного труженика бизнеса. А Кот, представьте, даже не подумает озаботиться горестной судьбой свежеиспеченной вдовы и невинных сирот и покатит на подаренном Димоном "бумере" искать новые приключения...
При том что фильм хорошо снят (особенно пронзительно смотрятся сирые российские пейзажи, сочные и точные зарисовки безрадостной провинциальной жизни), главной бедой второго "Бумера" стала драматургия. Если первый "Бумер" был сколочен вполне крепко, то его продолжение изобилует многочисленными сюжетными сбоями, натяжками одна другой нелепее. Чего стоит, например, большая сюжетная линия, повествующая о том, как провинциальные бандиты вмазали Коту бейсбольной битой по голове да и сбросили его, бесчувственного, в реку. Но случившийся неподалеку рыбак (еще одно чудо) отловил Кота, словно карася, выходил его, почему-то не сдав в больницу. Когда наш бравый герой очнулся, выяснилось, что он напрочь лишился памяти. Но постепенно Кот встанет на ноги, заново обретет память, а с ней и былую, как у Алена Делона, красоту - без единого шрама на лице. Даже с оглядкой на условности жанра все это выглядит, конечно, изрядной липой.
Впрочем, жанр нового фильма не предполагает сценарных небрежностей, переходящих в нелепости. Это ведь не легкомысленное роуд-муви, не лихой бандитский боевик, как первый "Бумер", это, по сути, серьезная психологическая драма, отчаянная лав-стори. Сердцевину фильма составляют взаимоотношения Кота и юной девушки Даши - сестры того зэка, который остался лежать в тюремном морге вместо нашего героя. Кот унаследовал его паспорт, имя, а вместе с ними и это юное существо, мечтающее перенестись из постылой реальности прямо в рай. Географически этот самый рай мыслится ею почему-то в районе индийского курорта Гоа.
То, что герои должны полюбить друг друга, зрителям ясно с первых кадров, но режиссер и сценаристы все время громоздят какие-то нелепости, мешающие героям воссоединиться. У актеров в этой ситуации, в сущности, не такое уж большое поле для творческого маневра. Светлана Устинова темпераментно изображает порывистую провинциальную девчонку, чересчур, впрочем, наивную для ее сурового жизненного опыта. А герой Владимира Вдовиченкова весь фильм с видом усталого резонера старательно бубнит правильные банальности. Бандитского вида подростку, покушающемуся на его "бумер", он веско роняет: "Не нужна тебе такая тачка, брат", а Даше умудренно напоминает о том, что "рая на земле не бывает".
Так герои и тянут бодягу до самого финала, который, разумеется, заканчивается трагически. Даша, обокрав турагентство, заблукает в густом речном тумане (не иначе как метафора ее туманного будущего), а Кота то ли случайно, то ли намеренно пристрелят оперативники. Нехитрая мораль фильма пропета голосом Шнура: "Не спастись уже никому, и никого не спасти". Стоп, стоп. Но ведь эту мысль авторы уже отработали в первом "Бумере", только она была сформулирована чуть другими словами все того же Шнура: "Никого не жалко, никого не жалко..." Надо ли было оживлять героя и городить большой фильм, чтобы повторить то, что уже было сказано три года назад? Зачем тратить на это деньги и время?
Впрочем, что касается денег, то они, скорее всего, вернутся - уж больно масштабно раскручивают фильм. А вот драгоценное время молодому и даровитому режиссеру на повторение пройденного я бы тратить не советовал. Во всяком случае, в третий раз садиться в черный "бумер" ему точно не надо. Используя стиль и лексику фильма, скажу Петру Буслову без обиняков: "Не нужна тебе больше такая тачка, брат..."
ОТ РЕДАКЦИИ:
Мы продолжим разговор об этом спорном фильме. Читайте в ближайших номерах интервью с исполнителем главной роли в фильме Владимиром Вдовиченковым.