Грищенко задержали три месяца назад в рабочем кабинете. Из папки на столе министра оперативники извлекли конверт, в котором оказались тысяча долларов и двадцать тысяч рублей. Этот конверт только что передала Грищенко директор известной концертной фирмы "Аншлаг-94" Юлия Шестюк. Как потом выяснилось на суде, министр получил деньги за разрешение провести в Саратове концерт солистки Большого театра певицы Ларисы Рудаковой. Момент получения взятки и предшествовавшие этому переговоры с чиновником сотрудники спецслужбы записали на диктофон. Даже адвокат подсудимого был вынужден признать: "Прокуратура и ФСБ проделали свою работу четко"...
Впрочем, сам Грищенко и его защитник настаивали: деньги, полученные им, - не взятка, а "компенсация за моральный ущерб", якобы нанесенный министру в одной из газетных публикаций. Грищенко также уверял суд, что ни копейки не собирался взять себе: деньги, мол, должны были уйти на гастроли Саратовского театра хоровой музыки и на издание специального журнала о культуре. А потом вообще выдал убийственный аргумент:
- Там (в местах не столь отдаленных. - А.К.) тоже непочатый край работы, но здесь, на свободе, я больше сделаю.
Суд рассудил иначе, хотя и назначил министру культуры наказание, как это делается в исключительных случаях, ниже низшего предела. Лично мне приговор кажется справедливым. Удивительна реакция на него в городе. В кулуарах упорно поговаривают, что министр не вписался в круг своих коллег-чиновников, а потому и угодил на роль козла отпущения. Возможно, люди просто привыкли к тому, что в Саратовской области начальников такого уровня не сажают.
По данным социологического опроса фонда "Индем", Саратовская область признана одним из самых коррумпированных регионов России. Тот же опрос свидетельствует: степень доверия саратовских предпринимателей к региональной власти - едва ли не самая низкая по стране.
При этом нельзя сказать, чтобы саратовские правоохранительные органы дремали. Под их пристальный взгляд попадают и представители местных "верхов". Под следствием по уголовным делам успели побывать и вице-губернатор Сергей Шувалов, ныне он председатель областной Думы (прокуратуру интересовали 7 миллионов долларов, "потерявшиеся" при растаможке американских комбайнов "Кейс"), и руководитель комитета дорожного строительства Струговщиков (в сотне метров от центрального проспекта, по которому возят столичные делегации, уже не проедешь - такие дороги в областном центре), и заместители мэра Саратова. А вот случаев, когда уголовные дела заканчивались судебным приговором, гораздо меньше. Даже если вина чиновников доказана в суде, они обычно отделывались легким наказанием.
Областной министр хлебопродуктов Виталий Супрун, задержанный примерно при таких же обстоятельствах, что и Грищенко, был признан виновным лишь в злоупотреблении должностными полномочиями и приговорен к штрафу, от которого тут же освобожден по амнистии. Главный санитарный врач области Александр Добло за взятку получил семь лет... условно.
Зато в отношении обычных граждан, скажем, вузовских преподавателей, законодательство о коррупции срабатывает на всю катушку. Преподавательницу Саратовской аграрной академии осудили на 4,5 года, хотя она мать-одиночка, что считается смягчающим вину обстоятельством, и денег взяла не в пример министру меньше. К тому же чиновные функционеры в отличие от рядовых граждан знают, что и после приговора им не дадут пропасть. Каждому подыщется теплое местечко. Тот же экс-министр хлебопродуктов ныне возглавляет близкую областному руководству корпорацию "Зерно Поволжья", главный архитектор Саратова, осужденный также условно, теперь занимает не менее доходное место.
Но, пожалуй, самой абсурдной выглядит ситуация с Александром Бецаном, главным санитарным врачом Ленинского района Саратова. Этот чиновник незаконно получил деньги от предпринимателя, пытавшегося открыть кафе. При этом руководитель госсанэпиднадзора популярно объяснил коммерсанту: "Наша служба состоит в том, чтобы примерять закон к просителю". Бецан за взятку был приговорен к уплате штрафа - и вернулся на свою должность. Сейчас по-прежнему продолжает "измерять закон" и выдавать разрешения предпринимателям.
Милиционеры, задержавшие Бецана, просто разводят руками. А главное, - и пожаловаться некому. Непосредственный начальник санитарного врача, уже упоминавшийся Александр Добло, не исключено, не успел уволить взяточника, потому что и сам в то время попал под суд. За взятку.