Неутомимый мастер комедии Эльдар Рязанов почивать на лаврах не привык. Неделю назад по
Неутомимый мастер комедии Эльдар Рязанов почивать на лаврах не привык. Неделю назад по телевидению были показаны его "Тихие омуты", а на днях в кинотеатре "Пушкинский" с шумом и громом, с парадом красоток, одетых в роскошные костюмы прошлого века, под магниевые вспышки старинных фотоаппаратов состоялась премьера нового фильма режиссера "Ключ от спальни". Это ироническая комедия, снятая по мотивам водевиля французского драматурга начала ХХ века Жоржа Фейдо, - нынче благополучно забытого. Рязанов решил воскресить (в какой-то мере) сюжет для нашей публики.
- Я впервые услышал это имя от Анни Жирардо, - рассказывает Эльдар Александрович. - Она играла спектакль по его пьесе, ездила с ним по всей Франции. Я, помню, очень удивился: что это за автор такой, имя которого я никогда не слышал? Потом Театр сатиры предложил мне поставить что-нибудь у них. Тогда-то я и вспомнил фамилию Фейдо. В театральной библиотеке нашел несколько его пьес, которые показались мне чудовищно плохими. Но в одной из них, со штампом цензурного разрешения от 1913 года, что-то такое было... Потом идея со спектаклем отпала, но заноза у меня уже осталась. Я подумал, что на основе пьесы можно снять водевиль для телевидения на 30 - 40 минут. Начал работать над сценарием. Перенес для начала действие в Россию, в эпоху Серебряного века, дал героям профессии, наделил их характерами, придумал новые повороты сюжета, ситуации, реплики. Импровизации продолжались и на съемочной площадке, многие сцены писались и переписывались ночью накануне съемок. В итоге получился большой двухчасовой фильм, который имеет мало общего с первоисточником.
От пьесы Фейдо в фильме Рязанова - наворот невероятных событий с обольстительной дамой (ее играет Евгения Крюкова), ее обманутым мужем, подлинными и мнимыми любовниками, переодеваниями, раздеваниями, стрельбой, комической нестыковкой характеров и ситуаций. От самого Рязанова - внятно ощутимая ирония по отношению к этим душераздирающим событиям, намеренная стилизация фильма под немой синематограф начала века.
- Мне хотелось сделать красивую, элегантную картину, - говорит Рязанов. - Я не случайно погрузил действие ленты в Серебряный век. Это время, когда творили Борисов-Мусатов, Бакст, Бенуа, когда невероятных высот достигла поэзия, когда возник новый стиль модерн. "Ключ от спальни" - это, если угодно, моя инстинктивная реакция на поток крови, насилия, грязи, который обрушивается на нас с экрана. Может быть, это поступок немолодого, несовременного человека, но мне искренне хотелось доставить зрителям радость - красотой костюмов, декораций, питерских пейзажей...
В своей новой картине Эльдар Рязанов резко обновил привычный для него актерский ансамбль. Здесь нет Людмилы Гурченко, Алисы Фрейндлих, Олега Басилашвили, Лии Ахеджаковой, Андрея Мягкова, других мастеров старшего поколения. Зато в его картине во многом неожиданно открылись Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Николай Фоменко, Сергей Безруков - лидеры нового актерского поколения.
- Я скажу вещь неожиданную, непривычную, но мне кажется, что эти актеры ни в чем не уступают Смоктуновскому, Папанову, Миронову и другим корифеям экрана, с которыми мне посчастливилось работать. Я надеюсь, что буду снимать их и впредь. Если, конечно, зритель примет эту нашу картину.
На премьере в "Пушкинском" зрители вели себя вполне адекватно - весело похохатывали всю картину, хотя некоторые молодые парочки и покидали зал. Пестрый и шумный, эксцентричный и бравурный, лукавый и ироничный, фильм "Ключ от спальни" вряд ли можно поставить рядом с общепризнанными шедеврами мастера - фильмами "Берегись автомобиля", "Ирония судьбы", "Гусарская баллада", но постоянных поклонников его творчества он, похоже, не разочарует.