Прежний держатель ценных бумаг, компания "Росуголь", установил стартовую цену в очень смешном размере: 30 миллионов 365 тысяч рублей. Победителю, приличия ради, пришлось "накинуть" всего две тысячи. И государство рассталось с единственным в центре России объединением по добыче угля? (О том, почему я поставил в конце последнего предложения вопросительный знак, чуть позже).
Оставшиеся ценные бумаги ОАО "Тулауголь" распределены следующим образом: 20 процентов принадлежат администрации Тульской области, примерно 39 процентов - различным физическим лицам (главным образом работникам акционерного общества). Так что, затратив совсем немного усилий на вторичном рынке ценных бумаг, никому не известное ЗАО легко может стать владельцем контрольного пакета акций "Тулаугля".
ЗАО "Углеторг" было создано в октябре прошлого года. Его уставной капитал - десять тысяч рублей. Для приобретения акций ОАО "Тулауголь" использовались банковские кредиты. ЗАО "Углеторг" прошло проверку в налоговых органах и в Министерстве по антимонопольной политике. По мнению заместителя губернатора Тульской области Анатолия Воропаева, это явно подставная фирма, но кто реально стоит за ней, он не знает.
Тульские журналисты и независимые экономисты оказались настырнее и расторопнее чиновников. Они "вычислили", что за хлипким штакетником "Углеторга", созданного специально для проведения аукциона по продаже госпакета акций "Тулаугля", стоят мощные стены скандально известной компании "Русский уголь", которой принадлежат добывающие предприятия Амурской, Кемеровской и Ростовской областей.
Узнав о результатах аукциона, тульский губернатор Василий Стародубцев заявил: "Мы никому не позволим добить "Тулауголь". Эта идея в экстремальной ситуации, как часто бывает, похоже, посетила его впервые. В качестве доказательства приведу данные аналитической записки, составленной по результатам проверки "Тулаугля" Счетной палатой РФ.
В настоящее время долги акционерного общества превышают полтора миллиарда рублей. Проверка Счетной палаты выявила существенные нарушения, допущенные в ходе реформирования Подмосковного угольного бассейна.
Кроме того, сам процесс реформирования угольной отрасли в Подмосковном бассейне проходил весьма странно. Собственно, к реформированию отрасли, подразумевавшему по замыслу правительства переориентацию ассигнований с финансирования угледобычи на материальную поддержку реструктуризации добывающих предприятий, в том числе на ликвидацию убыточных и неперспективных шахт и разрезов, социальную защиту высвобождаемых работников и обеспечение рентабельности оставшихся угледобывающих предприятий, этот процесс не имел никакого отношения.
Все свелось к выделению из акционерного общества, на которое "повесили" все долги, коммерческих филиалов и дочерних предприятий. При этом вновь созданные юридические лица наделяли имуществом из активов акционерного общества. Коммерческие организации, вышедшие из состава ОАО "Тулауголь", эксплуатировали движимое и недвижимое имущество на условиях аренды. При этом договоры аренды объектов имущества, находящегося в федеральной собственности, заключались без согласования с министерством имущества, а арендные платежи в доход федерального бюджета не поступали. Имели место случаи реализации имущества по ценам в два-три раза ниже их остаточной балансовой стоимости.
Реструктуризация Подмосковного угольного бассейна, основную часть которого составляет "Тулауголь", пошла по пути полной ликвидации угледобывающих предприятий, считают аудиторы Счетной палаты. Так, за 1999 - 2000 годы фактическое финансирование всех предприятий ОАО "Тулауголь" составило 639 миллионов рублей. Однако проводимые ОАО "Тулауголь" мероприятия по ликвидации неперспективных и убыточных шахт и разрезов, выделению непрофильных и вспомогательных филиалов, обслуживающих основное производство, так и не привели к созданию прибыльных, стабильно работающих предприятий. Хотя средства на это дело пошли немалые.
"Апофеозом" реформирования "Тулаугля" стало затопление шахты "Бельцевская". Государственная комиссия приняла новый объект в эксплуатацию 21 декабря 1999 года. Полное затопление шахты грунтовыми водами произошло 28 января 2000 года. Затраты на ее строительство по акту приемки в эксплуатацию составили 360 миллионов рублей. Кроме этого, на сооружение обогатительной фабрики было затрачено еще 260 миллионов. Таким образом, общая сумма фактически выброшенных из федерального бюджета средств составила 620 миллионов рублей.
Складывается впечатление, что фирма-однодневка, учитывая все это, уже после проведения аукциона по рекомендации настоящих хозяев решила начать "обратную игру".
За участие в аукционе ЗАО "Углеторг" с уставным капиталом 10 тысяч рублей и так называемым "нулевым балансом", зарегистрированное всего двумя физическими лицами, выложило в качестве авансового платежа более 6 миллионов рублей.
17 февраля истек срок, в течение которого победитель аукциона должен был внести оставшуюся часть суммы (то есть почти 25 миллионов рублей). Деньги пока не поступили. Если в ближайшее время, сославшись на запоздание с получением официального уведомления о победе в аукционе, ЗАО "Углеторг" не выплатит положенных денег, его шестимиллионный аванс поступит по закону в федеральный бюджет, а ситуация с государственным пакетом акций ОАО "Тулауголь" вернется на исходные позиции. Ценные бумаги вновь перейдут в управление компании "Росуголь". При этом проведение повторного аукциона - далеко не факт.
Короче, мероприятие, как кому-то было выгодно, провели, хозяин вроде бы сменился, а на добывающих предприятиях "Тулаугля" все осталось по-прежнему. Процедура банкротства не прерывалась ни на один день, в феврале шахтеры получили заработную плату за ноябрь.