ЕСЛИ ДОЛГО БИТЬ ДОМОГАРОВА...

Зал хохотал. Между тем на экране не было ничего смешного. Там, наоборот, шел зверский мордобой, с жутким хрустом ломались кости, вытекали выбитые глаза... Смех, однако, проистекал не от цинизма, не от душевной черствости собравшихся в зале зрителей (в данном случае журналистов, пришедших на пресс-просмотр нового фильма) - это была защитная реакция нормальных людей на жуткую бессмыслицу происходящего на экране, на вопиющую творческую несостоятельность авторов, казалось, абсолютно не ведающих, что они творят...

Фильм называется "Я - кукла". Спродюсировал и поставил его Юрий Кара. Тот самый, что на заре перестройки снял картину "Воры в законе", ставшую символом агрессивной коммерциализации нашего искусства. Тот самый, что осуществил экранизацию "Мастера и Маргариты", при загадочных обстоятельствах так и залегшую в сейфах продюсеров и не вышедшую на экран. Тот самый, что пару лет назад собирался снимать некую масштабную космическую одиссею с участием Владимира Стеклова и Ольги Кабо, которые, говорят, уже примеряли на себя космические скафандры. Тогда, помнится, было много рекламного звона, широковещательных пресс-конференций, но все обернулось полным блефом: денег на этот амбициозный проект не нашлось. Теперь я с облегчением думаю: похоже, оно и к лучшему. Потому что если бы картина была снята на таком же уровне, как нынешний опус режиссера, то она могла бы навеки отвратить человечество от полетов в космос. Как может отвратить его новый фильм от походов в кино...
Это же надо было додуматься до такого выморочного, убогого (другого слова не хочу подбирать) сюжета: спецназовца Виктора (в его роли любимец публики Александр Домогаров) за какую-то мнимую провинность, случившуюся в смутные времена распада СССР, приговаривают к смертной казни. В лагере смертников изрядно жеваный, отнюдь не мефистофельского вида капитан (Николай Чиндяйкин) предлагает нашему герою нехилую альтернативу: либо сразу идти в распыл, либо... поработать "куклой", сиречь новоявленным гладиатором, на котором другие спецназовцы станут отрабатывать боевые приемы. Получил в схватке увечье - тебя подлечат или тут же "гуманно" добьют, погиб - пеняй на себя, зато если выстоял и уцелел в поединке - значит, продлил себе жизнь до следующего боя...
Едва ли не половину этого фильма составляют как раз со смаком, с наслаждением, с кровожадным упоением показанные бои "гладиаторов". Виктор не на жизнь, а на смерть сражается с какими-то звероподобными ублюдками и монстрами, которые по сюжету, как вы помните, являются не враждебными нам инопланетянами, не агентами мирового империализма, а доблестными российскими спецназовцами. Последние не брезгуют в этих учебных боях ничем - сыплются удары коваными солдатскими ботинками в солнечное сплетение, в лицо, в пах, и по печени, и по почкам, и по ребрам, и снова в пах... Наш герой тоже парень не промах, он остервенело бьет в ответ в чей-то чужой пах, в чье-то ненавистное лицо, постепенно превращая его в сплошное кровавое месиво. Самое пикантное, что за этими забавами плотоядно наблюдают не только сам капитан, но и его похотливая жена, и вполне половозрелая капитанская дочка, и подчиненные своего командира, и еще какие-то соглядатаи, которые, подобно древнеримским патрициям, болеют за "гладиаторов", делают ставки... А по вечерам к отличившемуся Виктору проникают в клетку возбужденные кровавым зрелищем женщины, в том числе, разумеется, и капитанская жена, и он с механичностью куклы по очереди совокупляется с ними...
И все это, представьте, происходит не в вымышленном государстве, а в России, не в условное историческое время, а в недавние 90-е годы, о чем специальным титром предуведомляет зрителей заботливый режиссер. Более того, в картине специально воссоздается общественный, политический контекст того времени: идут разговоры о развале Союза, наш герой, убежав из лагеря смертников, борется с бандитами на южных рубежах страны, где ему, в частности, противостоят снайперши из Прибалтики. Для "полной исторической правды" только белых колготок не хватает. Во всяком случае, возлюбленная Виктора, инфернального вида снайперша Герда (Ольга Сумская), воюющая на "той" стороне, предпочитает черный берет, черные кожаные штаны и черное белье с черными подвязками, которые так эффектно смотрятся на ее молочно-белых бедрах...
Но, впрочем, хватит иронии. Зададимся лучше вопросом, каким образом это сомнительное творение, напичканное дикими несуразностями, откровенной пошлостью, невиданной доселе концентрацией жестокости, могло появиться на свет? Понятно: у нас свобода творчества, свобода предпринимательства ("Кукла" сделана в основном на частные деньги), и все же, что значит стыдливая строка в титрах - "фильм снят при поддержке Министерства культуры России"? Стало быть, на создание этой картины, бросающей, на мой взгляд, тень на государство, в котором мы с вами живем, пошли и деньги налогоплательщиков? Почему Министерство культуры решило поддержать этот насквозь фальшивый кинопроект? Чем, кстати, не тема для передачи "Культурная революция", которую ведет популярный телеведущий и по совместительству министр культуры Михаил Швыдкой?