Однако не спешите обвинять россиян в "непонимании". Дело в том, что за попытками ввести обязательное страхование авто (а они делаются уже несколько лет подряд) до недавнего времени стояли в основном интересы страховых компаний и государственных чиновников, а не владельцев транспортных средств.
Полистаем старые проекты. Даже их беглый просмотр позволяет сказать: разработчики документов выбирали "свой", отличный от мировой практики путь, причем в пользу власть и денег имущих. Причина проста: за обязательными страховыми тарифами стоят громаднейшие деньги. Прикиньте. У нас в стране примерно 20 миллионов только личных автомобилей. Если собрать хотя бы самую минимальную сумму в 50 долларов с каждого владельца, то получится миллиард. А страховке подлежат и казенные, и фирменные авто... Сумасшедшие деньги. Как же можно упустить такой огромный куш из рук страховых компаний и не обидеть госчиновников? К примеру, пункт одного из проектов, который устанавливает право устанавливать тарифы взносов самим страховым компаниям, а утверждать их - чиновникам некоего исполнительного органа власти, который будет создан специально. Заметьте: не Госдуме или правительству РФ, а рядовым функционерам-исполнителям. Догадываетесь, чего бы они наутверждали?
Или такой момент. Размер тарифов разработчики намеревались поставить в зависимость от общей аварийности на дорогах страны. Больше аварийность - больше страховой взнос. Белиберда получается: самый примерный водитель должен был из своего кармана покрывать разгильдяйство всех своих российских автобратьев. Уж лучше бы поставили тарифы в зависимость от аварийности в мире. Меньше бы платить пришлось.
Но на пути грабежа встала Госдума! Там, видимо, увидели, что разработчики нарушают сразу несколько статей Конституции. В частности, 55-ю, где строго говорится об ограничении прав граждан путем наложения на них обязательных платежей. Делать это, оказывается, можно лишь по федеральному закону. Его проект, говорят, на днях вынесли или вынесут на обсуждение в Госдуму. Хорошо, конечно, но рукоплескать депутатам по этому поводу пока не хочется. Хотя бы потому, что никто из россиян проекта в глаза не видел и тем более не принимал участия в его создании. А это значит, что интересы простых смертных автовладельцев могут оказаться забытыми или их не учтут в полном объеме.
Между тем обязательное страхование автотранспорта необходимо как воздух. Его преимущества и выгоды очевидны. Возьмем самую типичную и распространенную ситуацию - авария на дороге. Виновному в ней при обязательном страховании не придется думать, где достать денег на возмещение ущерба. Все возьмут на себя страховые компании. То же самое произойдет, если при аварии, не дай Бог, кто-то пострадает.
При умном подходе и государству обязательное страхование выгодно. Сейчас, к примеру, оно восстанавливает на средства из бюджета разбитые автомобилями столбы, дорожные сооружения и так далее. Везде это делают страховые компании. Наконец, у нас именно государство в большинстве случаев оплачивает лечение изувеченных и их нетрудоспособность, выдает пособия родственникам погибших...
Как ни поверни, а страховка - выгодное дело. Она даже решает чисто российские проблемы, которые так нередки на наших трассах. Какие? Сошлюсь на собственный печальный опыт. Как-то зимним вечером под правое заднее крыло моей машины ушлые ребята подставили левое переднее крыло дорогущей иномарки. Моя машина совсем не пострадала, даже царапины не было. А у иномарки крыло было просто разворочено. Только потом, когда я под напором крепких бандюков выложил полторы тысячи долларов, сообразил, что меня подставили, что крыло иномарки было разбито задолго до спровоцированной аварии. Так вот, самой верной защитой от "подставлял" и других бандитов на дорогах, как мне объяснили сведущие люди, является страховка. Позвони я тогда в страховую компанию, она тут же выслала бы на место происшествия взвод бойцов своей службы безопасности с автоматами. Согласитесь, что заиметь страховку, а к ней охранников совсем недурно.