Юрий Михайлович Лужков, выступая перед участниками конференции, отметил: до сих пор не до конца осознана вся глубина трагедии, последовавшей после распада Союза. В свою очередь, делегаты конференции привели множество примеров нарушения прав русских, представителей других нацменьшинств, для которых родным является язык Пушкина, их вытеснения на обочину жизни, прямых оскорблений и даже физического насилия...
А ведь Борис Ельцин, отвечая почти десять лет назад на вопрос о судьбах оставшихся за пределами государства миллионов русских, сказал, что Россия, мол, всех примет и обустроит. Трудно сейчас оценить, что в благом намерении преобладало: политический романтизм, популизм или социально-экономический просчет. Но сейчас очевидно: государство до сих пор не в состоянии выполнить обещанное.
Идея "великого переселения" подверглась на конференции острой критике и по другим причинам. Что строить: поселения-резервации? Для многих из соотечественников бывшие советские республики являются второй родиной, там могилы их предков. Да и общая история государств-соседей порой настолько переплетена, что представители новых нацменьшинств являются на этих территориях не менее коренными жителями, чем их земляки титульной нации. Куда и зачем им ехать? Права этих людей должны быть обеспечены в полном объеме, им бы трудиться на благо семьи, страны, ставшей тоже родиной. Однако реальность такова: десять лет назад Россия отвернулась от них. Соотечественники стали разменной монетой в политической игре.
Для самой России потеря тоже оказалась катастрофической. Страна лишилась гигантской части интеллектуального потенциала, человеческих ресурсов. С избранием нового президента началось восстановление утраченного. Но это очень сложный процесс. Именно соотечественники могут стать связующим мостом между Россией и зарубежьем. Как все же защитить их права за рубежом, помочь обустроить жизнь, не нарушая законы новых государств? Что нужно сделать для восстановления культурного пространства, сохранения русской культуры, школ, языка? Как стимулировать сотрудничество российских органов власти с организациями соотечественников? Вопросам несть числа.
Есть внутренняя логика в том, что именно Москва оказалась единомышленницей президента в стремлении восстановить авторитет государства с помощью соотечественников за рубежом. В Москве накоплен огромный опыт сотрудничества национальных диаспор. Действует московское межнациональное совещание, объединяющее представителей 150 диаспор. Религиозные обряды отправляют верующие 27 конфессий. Конфликтов между общинами нет, все москвичи равны в своих правах. У столичных властей большой опыт помощи соотечественникам. Не только духовно, но и материально они поддерживают, например, город русской славы Севастополь, его ветеранов, военных моряков, шефствуют над Черноморским флотом. На средства Москвы строятся квартиры, старики проходят лечение. В библиотеки поступают книги. Именно московское правительство подарило зарубежным соотечественникам 1,5 миллиона экземпляров учебной литературы.
Зарубежные гости - представители русских организаций - говорили о нехватке средств, просили денег. Но много ли может Россия? Государство выделило на поддержку соотечественников сумму, разделив которую получаешь... всего лишь по 2,5 рубля на человека. Да и те деньги чиновники пытаются не тратить - это своеобразный бюджетный резерв. Поэтому на конференции говорили о необходимости внести в бюджет соответствующую строку, которую следует исполнять. Ю. Лужков предложил создать государственный фонд поддержки соотечественников. А вот лидер литовской партии "Союз русских", член парламента Сергей Дмитриев вдруг заявил: "Мы отказываемся от роли просителей".
Литовский парламентарий считает, что следует самим зарабатывать, активнее сотрудничая с российскими организациями, компаниями, фирмами. Россия должна пойти навстречу, и выгода будет обоюдная. Этот вопрос волновал многих участников дискуссий. Пока представители русской диаспоры утрясали после распада Союза свои проблемы, в новых государствах местные национальные "кадры" захватили ключевые позиции в экономике и стали хорошо зарабатывать именно на сотрудничестве с Россией. Но при этом часть политико-экономической национальной элиты является носительницей антирусских настроений. Почему же режим благоприятствования должен сопутствовать таким людям, а не нашим соотечественникам?
Как ни печально, но и в самой России существует немало препон для наших соотечественников. Прозвучал пример: в Калининградской области находится около 30 тысяч переселенцев из Казахстана, которые хотят получить российское гражданство. Юридическая и чиновничья казуистика пока не позволяет сделать этого. Острой критике подвергался визовый режим, в том числе и для соотечественников с "чужими" паспортами. Один из лидеров русской диаспоры Эстонии Юрий Мишин рассказал о "двойных стандартах": Россия не гарантирует всех конституционных прав своим же гражданам, постоянно проживающим за рубежом. В первую очередь это касается ряда социальных гарантий, которыми обеспечены российские граждане, проживающие в России. Упущение ли это или просто равнодушие, а может, чья-то сознательная политика? Изменения могут произойти, если удастся осуществить одну из идей конференции - обеспечить представительство в Государственной Думе России граждан России, проживающих за рубежом, создав отдельный одномандатный округ.
Появилась и уверенность, что перед предстоящим съездом соотечественников проведена основательная предварительная работа. Подготовлены рекомендации, которые позволят эффективно провести главный форум, не теряя времени на уже изученное. И Россия, похоже, на деле начнет "прирастать" людьми, считающими ее своим Отечеством...