ДЕМАРШ ПУСТЫХ КАРМАНОВ

Когда статистики принялись подсчитывать, сколько же преступлений было совершено в столице за минувший год, результаты подсчетов повергли в шок: на 40 процентов больше, чем год назад!

В чем причина такого небывалого скачка? Одни говорят, что в прошлом году московские милиционеры "просто перестали заниматься укрывательством преступлений и начали фиксировать все подряд". Другие уверены, что "сбой в работе дала столичная милиция, вот и разгулялись преступники". C последним тезисом согласен и мэр столицы Юрий Лужков.
Нелишне вспомнить и то, что же это был за год. На днях начальник управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генпрокуратуры Юрий Щербаненко официально огласил результаты знаменитой амнистии, посвященной 55-летию Победы. По словам Щербаненко, из мест лишения свободы на волю было выпущено 206 200 человек.
Как известно, законодатели предусмотрели, чтобы плодами амнистии смогли воспользоваться лишь те, кто не совершал тяжких и особо тяжких преступлений, тем более, убийств. Самыми "ходовыми" кандидатами на досрочное освобождение стали сидевшие за кражи, хулиганство, драки и грабежи.
Вспомним и как проходила эта амнистия. Большинство зэков освобождалось так: вручали документы, выводили за ворота и - до свидания... Как-то не подумали правоохранители о том, что всем вольноотпущенным потребуются деньги и на проезд домой, и на питание, а пустые карманы наводили недавних узников на грешные мысли.
Многие, не имея ни близких родственников, ни надежных источников заработка, двинулись в Москву. Здесь проще и заработать, и затеряться в толпе. Вот и состоялся своеобразный "демарш пустых карманов" амнистированных: чтобы выжить, приходится, мол, идти вновь на преступления.
То, что амнистия могла как-то повлиять на криминальную обстановку в Москве, не исключают и маститые юристы. Вот что думает по этому поводу известный ученый-криминолог, доктор юридических наук, зав. отделом НИИ проблем законности и правопорядка при Генпрокуратуре Азалия Долгова: "Теоретически такое влияние на осложнение обстановки я допускаю. Ведь многим бывшим заключенным, выпущенным на свободу, просто негде жить. Да и деньги на кусок хлеба есть далеко не у каждого.
Между тем, по предварительным данным, полученным из правоохранительных органов, опасения добропорядочных граждан, что "может повториться холодное лето 1953 года", не нашли официального подтверждения: рецидив среди амнистированных оказался на уровне прошлых лет - всего-то 5-7 процентов. Стало быть, зря боялись? Давайте порассуждаем вместе. Официальные лица, говоря о "цивилизованном" рецидиве, предпочитают помалкивать о том, что зафиксированные "проценты" касаются лишь тех совершенных вновь преступлений, за которые амнистированные сызнова попались под руку милиции и были направлены в суд. Теперь вопрос: а сколько совершили, но не попались? Такой статистики нет ни в МВД, ни в прокуратуре. Нигде. Однозначно лишь можно сказать: как минимум половину правонарушителей поймать и посадить на скамью подсудимых не удается. (Если бы все они попадались, мало кто из них решился бы на новые преступления.) Значит, официально названные цифры рецидива среди амнистированных - это, извините, лукавство правоохранителей. На самом деле рецидив больше.
Но вернемся к столице и посмотрим, какие же виды преступлений рванули вверх в прошлом году. Вот официальные данные: количество грабежей, по сравнению с позапрошлым годом, увеличилось на 53,8%, краж - на 47,9%, случаев хулиганства - на 25,3%, разбоев - на 25,5%, умышленных случаев причинения тяжкого вреда - на 23,3%... Условно говоря, в прошлом году разбушевалась уличная преступность. И есть все основания предположить, что в этом росте есть все же некий вклад граждан, выпущенных досрочно и в большом количестве на свободу.