ОСОБЕННОСТИ "НАЦИОНАЛЬНОГО БЕСТСЕЛЛЕРА"

Сегодня литературных премий так много, что в них не мудрено запутаться не только рядовому читателю, но даже писателю. Тем не менее учреждаются все новые, находятся структуры, готовые их финансировать. Почему?

Если оставить иронию (дескать, одни тешат свое тщеславие, а другим деньги девать некуда) и попытаться вникнуть в суть вопроса, то придется признать, пожалуй, общую неудовлетворенность положением дел с литературными наградами. В полном смысле национальной премией смело можно назвать пока лишь одну - сол-женицынскую. Она действительно весьма авторитетна, задает высокую планку подхода к словесности, но, по определению, она - вне текущего литературного процесса, а как бы над ним. Те же награды, которые призваны влиять на процесс, страдают некоторыми врожденными пороками, самый распространенный из которых - клановость, ориентация на узкий круг "своих" авторов.
Именно этого стремились избежать учредители новой премии "Национальный бестселлер". Председатель одноименного фонда писательница Татьяна Набатникова так говорит об особенностях проекта:
- Премия стремится охватить все поле литературы, чтобы не было разделения на "правых" и "левых", а произведения оценивались только по степени таланта их авторов. В числе кандидатов и тех, кто их выдвигал, представлены все направления русской прозы. Как и в двух жюри - большом и малом. Первое оценивает публикации и рукописи по трехбалльной системе и выбирает два произведения из 80, названных номинаторами. Вещи, получившие наибольшее количество баллов, попадают в шорт-лист. А малое жюри в мае 2001 года в Санкт-Петербурге назовет лауреата.
Премия в размере 10 тысяч долларов делится между автором, издателем (если это не рукопись) и номинатором. Премированное произведение будет издано - это тоже нынче существенно -тиражом не менее 50 тысяч экземпляров.
Еще одна особенность премии - ее "открытость". Из печати и Интернета будет известно, кто кого выдвинул, кто кого и как оценил. Это практически исключает возможность какого-то лоббирования.
Другой инициатор проекта - критик и переводчик Виктор Топоров на вопрос: не проще ли было для определения лидера опросить библиотекарей и книгопродавцов, - заметил, что в данном случае цель заключалась в выявлении "интеллектуально-рыночного потенциала" именно новых произведений.
Замысел организаторов акции "Национальный бестселлер" - своевременный и благородный, работающий на преодоление раскола в литературе. А мы, книгочеи, будем с интересом следить за развитием этого сюжета.