"ПРЕДПИСАНО БЫТЬ ВЕЗДЕ"

...В печи потрескивают поленья, тепло на почте в затерянной средь лесов новгородской деревне Частова. Деревенская почта - своеобразный клуб. Посидеть, посудачить, посоветоваться. Я не удержалась, спросила женщин: ну как закроют ваше отделение связи, поскольку оно убыточное? Замахали руками дружно: не может быть! А бабушка Лида Жукова ответила как отрезала: "Пока есть почта, деревня вниз-то лицом не ляжет".

В принципе человека не должно интересовать, убыточное или рентабельное отделение связи его обслуживает. Право на переписку и любое почтовое отправление конституционно закреплено. Почте государством предписано "быть везде". Но знаете ли вы, что семь лет назад привычная связка "почта - телеграф - телефон" распалась на два самостоятельных ведомства? Доходная электросвязь больше не покрывает заведомо заниженные, чтобы оставаться доступными населению, почтовые тарифы. Казалось бы, раз государство их назначает, то должно и дотировать. А на деле совсем не так. Российская почта, оставаясь государственной службой, получила "свободу" выживать как сумеет.
Новгородское управление федеральной почтовой связи считается одним из самых небольших в России. Между тем новгородцы занимают второе место в стране по насыщенности сетью почтовых ящиков и шестое - по количеству отделений. За прошлый год из 70 452 тысяч рублей полученных доходов треть отдано государству в виде налогов и арендной платы за помещения.
Но все это - сейчас.
- А за годы самостоятельного существования, - рассказывает начальник УФПС Новгородской области Ольга Кебикова, - нам, как и всем российским почтовикам, довелось преодолеть немало "ухабов". Только начали вставать на ноги, государство снизило тарифы на услуги почты, а тут еще дефолт в 98-м году. Для почты в одночасье потерять пятую часть дохода - это более чем существенно. Но мы выстояли.
Вот когда проявился профессионализм "государевых служащих": что бы в стране ни происходило, почта работает в привычном режиме.
Значение почты, особенно в деревнях и отдаленных населенных пунктах, переоценить сложно. В большинстве городов страны ряд функций по обслуживанию населения переданы Сбербанку: прием платежей, выплата детских пособий и прочее. Для клиента - явное неудобство. Тем более для деревенского жителя: ведь ему нужно специально ехать в райцентр. Чтобы туда добраться и попасть в часы работы Сбербанка, день надо убить, да и немалые деньги истратить на дорогу.
Интересы ведомств у нас часто превалируют над людскими. Боюсь, бабушек из деревни Частова и других российских пенсионеров ждет еще одно испытание. Пока им, как предписано российским законодательством, почтальон приносит пенсии на дом. Но "в верхах" уже витает идея разрушить эту годами выверенную систему и поручить доставку Пенсионному фонду РФ. Как он будет осуществлять ее? Создавать специальный орган? Плодить чиновников и сажать их на содержание пенсионеров?
А что значит - забрать эту функцию у почты, особенно сельской, которая чаще всего и держится на доставке пенсий? Многие отделения придется закрыть. Но письмо, телеграмму, газету человеку доставить все равно ведь надо.
- При любых сложностях, - говорит заместитель начальника управления Андрей Подоляк, - одним днем жить нельзя. Надо работать на перспективу, успевать за прогрессом, стараться не отставать от уровня развития отрасли связи в целом.
Речь идет о техническом перевооружении, а, по сути, - о "новой почте". В отделениях связи "прописались" компьютеры, а значит, и Интернет с его огромным потенциалом как для почтовиков, так и для их клиентов. Реальностью стал электронный документооборот, создается единая адресная база данных почтовых адресов Новгородской области. И, наконец, сейчас внедряется общероссийская автоматизированная система учета и контроля над всеми почтовыми отправлениями. Что все это значит для нас, понятно: скорость доставки - первое. Точность - безусловно. И почти моментальное нахождение, скажем, заказного или ценного письма, если оно невзначай на огромном пространстве нашей страны "застряло".
Все эти новшества требовали огромных капиталовложений. Они не упали с неба: заработаны самой почтой. Валовой доход Управления федеральной почтовой связи Новгородской области с 96-го по 2000 год вырос более чем в два раза, товарооборот увеличился почти в 10 раз. Торговля периодическими изданиями выросла в 28 раз.
В каждом отделении связи висит перечень почтовых услуг. Ускоренная, курьерская, международная экспресс-почта, доставка документов с одного предприятия на другое, доставка товаров, подарков на дом и многое другое. Тем более обидно, когда видишь, насколько мизерны оклады почтовиков: до прожиточного минимума в области не дотягивают, а с заработками в промышленности вообще неудобно сравнивать. Отчего так? Оттого, что обложена почта со всех сторон платежами наравне не с бюджетной, а с коммерческой организацией. Треть заработанных доходов почта отдает государству в виде налогов. Заработки составляют от 600 до 1200 рублей в месяц. Но тогда было бы логично безвозмездно наделить почту государственным имуществом хотя бы по обязательному минимуму и не облагать его налогами. Раз государством установлены перечень обязательных почтовых услуг и тарифы на них, то и сборы от этих видов деятельности не должны облагаться.
Почтовое дело не для черствых людей. Профессия их "отсеивает". Посмотрите, какие письма получает УФПС Новгородской области.
"От всей души благодарю работника 24-го отделения связи Любовь Демидову. Я - инвалид, не могу выходить из дома. Но с тех пор, как мы познакомились, когда Люба принесла мне пенсию, я не беспокоюсь ни о продуктах, ни о лекарствах: она все мне приносит. Да и просто навещает частенько, чтобы я не скучала. Валентина Слюсарь".
"Поселок у нас большой, корреспонденции поступает много, а на почте - всего 11 женщин. Но какие же все они трудолюбивые и сердечные! С тяжелой сумкой в холод, жару, пургу шагают от дома к дому. Наш участок обслуживает Раиса Никифорова. Вижу, лицо усталое, но всегда улыбнется, спросит, как здоровье, что принести... А когда доставляет пенсию, радуется вместе со мной, что деньги не задержали. В. Кулагина".
И таких писем очень много. Жаль только, что не все относятся к российской почте столь уважительно.