МАРИНА КАРТАВЦЕВА: РАБ ВОСПИТАЕТ РАБА

Мы привычно повторяем: дети - наше будущее, забывая за штампом, что они - и наше настоящее.

Мы привычно повторяем: дети - наше будущее, забывая за штампом, что они - и наше настоящее. Каждый день от учителя требуется такое напряжение ума и сердца, что педагогика стала не просто профессией, а состоянием души. Может, кто-то и не согласен со мной, но я убеждена, что сегодня это актуально как никогда. Потому что именно школа чуть ли не в одиночку пытается противостоять нынешней бездуховности, разрушению жизненных идеалов - всему, что привнесла в нашу жизнь рыночная "свобода". Неокрепшие детские души сами с этим не справятся. Вот и стоит учитель, как писал Симон Соловейчик, со свечой на ветру, пытаясь уберечь своих питомцев от невзгод. В этом высоком предназначении - величие и драма современного российского учителя.
Сколько бы мы ни "влюбляли" студентов-практикантов в школу, многие из них, часто лучшие, проработав 3-4 года, покидают ее. Причина прозаична - низкая зарплата, на которую не то что семью - даже себя не прокормить. И это очень тревожный симптом, свидетельствующий о противоестественном положении учительства. Ну как молодому педагогу жить на 350-500 рублей? Выходит, государство не заботит, кто будет завтра учить детей, которые должны вырасти здоровыми, умными, добрыми? Если оно не ставит перед собой эту задачу как первостепенную, то другие можно уже не ставить: их некому будет решать.
У нас сейчас много разговоров о модернизации системы образования, о ее демократизации, компьютеризации... Но об учителе, о том, как поднять его с колен, и речи нет. Словно он тут пятое колесо в телеге. Зато Герман Греф высказался, что государственным чиновникам надо бы повысить зарплату до 50-100 тысяч, чтобы уберечь их от соблазна воровать из казны. Приехали... Об этом даже говорить стыдно.
Давайте посмотрим правде в глаза: если не удержим сейчас молодых талантливых учителей, то завтра, когда старшее поколение уйдет по возрасту, школа осиротеет. Надо немедленно обеспечить им достойные условия и оплату труда.
Именно со слов о достоинстве нашей профессии я и начинаю вводное занятие со студентами, когда они приходят к нам в гимназию на педпрактику. Есть три профессии, говорю им, путь к которым не должен сопровождаться опытом унижений: учитель, врач и художник. Испытавший унижения врач начнет истязать больных. Рабом станет художник. То же произойдет с учителем. Если в его сознание войдет память созерцания мира с колен, он и ученика поставит на колени. Учитель-раб может воспитать только раба.
Перебираю в уме фамилии своих талантливых практикантов, мечтавших о работе в школе. Где они сейчас? Кто-то стал работать корректором в газете, кто-то пристроился в рекламное агентство, в референты, а двое молодых мужчин (как именно их не хватает сегодня в школе!) - менеджерами в торговые компании. Школа потеряла прекрасно образованных филологов, дети - любимых учителей. Сначала ученики бегали к ним домой, обклеивали двери квартир посланиями: "Вернитесь, мы будем хорошо учиться!" Признаниями в любви: "Мы любим вас". И обидами: "Вы бросили нас". Потом все реже стали бегать к знакомому подъезду... Согласитесь, что это не самый лучший опыт детства. Почему-то мы стали мыслить на западный манер: школа дает знания, а воспитывает пусть семья. Но разве может учитель отстраниться от воспитания?
Последнее десятилетие в России было очень сложным. В жажде скорейшей перестройки, в желании во всем (от оконных рам до беллетристики дурного пошиба) достигнуть европейских стандартов мы безжалостно разрушали то, что вызывало к нам уважение в мире: высокую духовность, трудолюбие и совестливость, доброту и милосердие. Последствия наших "реформ" в первую очередь ударили по нравственному миру детей. В средствах массовой информации ценность человеческой жизни, труд как основа формирования личности, отношение к старым и малым, интимная жизнь человека, культура речи - все это искорежено, испачкано, разрушено. Бесконечные сцены насилия и жестокости атрофировали чувство ужаса и неприятия. Взрослые просто переключают телеканалы, а дети воспринимают эти дикие картины как норму человеческой жизни. Не потому ли участились случаи убийства родных людей внуками, сыновьями, братьями? За бутылку водки, за укол наркотика...
Передо мной лежит одна из популярных в Воронеже газет. На первой странице напечатано предупреждение: "В этом номере используется ненормативная лексика. Сделайте так, чтобы газета не попала в руки детям!" Как вы понимаете, она уже через час-два была у всех шестиклассников школы. Запретный плод, как известно, сладок. На последней странице читаю: "Итак, газета начинает дискредитацию школьной программы по литературе по полной программе". Бог с ней, со стилистикой... Но дальше следуют до боли знакомые строчки из Пушкина, Тютчева, Рылеева, Плещеева, Маяковского, где пропущены слова, которые предлагается заменить ненормативной лексикой! Разумеется, в рифму.
Цитировать эту "дискредитацию" я, естественно, не буду. Стыдно и больно. Не только мне, учителю. Даже шестиклассники после утробного смеха, пока читали и упражнялись в подборе "поэтических" рифм, вдруг затихли. Может, стало обидно за любимого с детства Пушкина? За оплеванный взрослыми пошляками мир детства?
Государство увеличивает число милиционеров, строит спецприемники и приюты для беспризорных, тюрем давно уже не хватает. А преступность в стране все растет. Так, может, надо искать первопричину? Сделать опору на воспитание с раннего возраста, пока из ребенка, как из пластилина, можно лепить что угодно? Разве в этом деле обойтись без школы, без учителя?
Демократия и свобода слова не сводятся к тому, что "все можно". Скорее - к тому, что "нельзя". "Нельзя" - потому что не служит на пользу людям. Большим и маленьким. Нам всем надо согласиться с необходимостью нравственной цензуры везде, где дело касается детей.
Зайдите в школу, постойте у открытой двери класса - и вы услышите, как мудра тишина урока. И как прекрасен в ней голос учителя. Сегодня нам еще есть что спасать.
ОТ ОТДЕЛА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Перед нашей страной стоит большая и трудная задача - модернизация системы образования. Она не может решиться без активного участия учительства. Поэтому очень важно знать позицию педагогов: они на стороне реформы или против? И главное - почему? Каково их видение перспективы? Мы готовы предоставить слово каждому, кто желает заинтересованно высказаться по этому поводу.