Однако поститься - не значит голодать. Голодает и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Следовательно, пост только тогда имеет истинный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями - подвижничеством и аскетизмом, которые современному сознанию иногда ошибочно представляются как бессмысленное самоистязание, как бегство от жизни и ее удовольствий. На самом же деле подвижничество, воздержание и аскетизм - это подробно разработанная и проверенная на бесчисленных опытах система воспитательных мер и правил тренировки воли человека, развивающая в нем самообладание, самодисциплину.
Общее правило при воспитании воли можно сформулировать так: надо делать все то, что в данный момент не хочется делать, ибо известно, что человеку с нетренированной волей не хочется делать как раз то, что надобно делать. Не хочется рано вставать, не хочется молиться, не хочется идти в церковь, не хочется поститься - расслабленная воля диктует свои условия. Пост в этом отношении есть концентрация нашей воли, напряжение ее до предела с целью подчинения плоти - духу.
Рассуждая о подвиге пощения, не будем забывать, что современный мир - это сцена, на которой непрестанно кипят человеческие страсти во всем их разнообразии и изощренности. Мир сей держит человека в постоянном страстном напряжении. Индустрия развлечений потакает самым низменным страстям человека. Плененная ими душа приковывается к земным удовольствиям и требует все новых и новых острых ощущений. В итоге человек духовно опустошается, в нем угасает желание искренне каяться.
Пост накладывает узду на наши эмоции, основное правило поста - обуздание чувств, отсечение греховных страстей и влечений. В пост рекомендуется воздерживаться от хождения в театры и в гости, от прослушивания веселой музыки, от просмотра развлекательных телепрограмм. Пост - это воздержание и в супружеской жизни, отказ от брачных отношений, от любовных романтических связей.
Итак, приходим к выводу, что пост смиряет наши чувства, закаляет нашу волю, просветляет наш ум. Вот почему Церковь в связи с постом призывает не к формальному воздержанию в пище, но к глубокому духовному совершенствованию человека.