Пастух, Учитель танцев, Дон-Кихот…

В Доме актера справили день рождения Владимира Зельдина

10 февраля в Центральном Доме актера имени А. А. Яблочкиной прошел вечер «Друга я никогда не забуду», посвященный 108-й годовщине со дня рождения легендарного артиста Владимира Зельдина. О непревзойденном романтике сцены и экрана говорили и пели его коллеги и друзья. Вела вечер народная артистка России, актриса Центрального академического театра Российской армии, где бОльшую часть жизни прослужил Зельдин, Ольга Богданова. «Владимир Михайлович, – сказала она – более всех воплощает идеал Антона Павловича Чехова – «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Ольга Михайловна напомнила основные вехи биографии Владимира Михайловича. Родился Зельдин в Козлове, сейчас это Мичуринск Тамбовской области. Город всегда славился интересом его жителей к наукам и искусствам. Не зря здесь основал свой институт селекционер Иван Мичурин, и здесь же заботами местного купечества был построен первый в Тамбовской губернии профессиональный театр. Теперь он стал местом проведения традиционного Международного театрального фестиваля «На родине Владимира Зельдина», о чем напомнили гости вечера – мэр города Максим Харников и директор Мичуринского театра Галина Попова. Они рассказали о городском музее замечательного актера и пригласили собравшихся на третий Зельдинский фестиваль.

Разумеется, не могло обойтись без воспоминаний о самых знаменитых ролях Зельдина – таких, например, как Альдемаро в спектакле «Учитель танцев» и его позднейшей вариации «Танцы с учителем», в общей сложности сыгранных более тысячи раз, или пастух Мусаиб из фильма «Свинарка и пастух», песня откуда стала одной из визитных карточек Владимира Михайловича. На нынешнем вечере «Песню о Москве» исполнили Сергей Федюшкин и Мария Белоненко, а танец Альдемаро – Ярослав Бережнов.

Народная артистка России Юлия Рутберг рассказала: «Владимир Михайлович умел восхищать и восхищаться. Он любил людей, очаровывался талантом, который всегда воспринимал как откровение. С какой любовью он говорил о коллегах! Независимо от самочувствия выходил на сцену, был безупречен и, уходя за кулисы, говорил нам: «Артист Зельдин отдал все!» Неважно, в каком возрасте это происходило...».

Затем Ольга Богданова предложила вспомнить следующий этап жизни артиста: «В актерской судьбе так бывает, сыграв яркую роль, актёр теряется. Довольно трудно совершить переход от молодых ролей к возрастным, и здесь Владимиру Михайловичу снова повезло. Хотя, когда мы говорили ему: «Вам везёт!», он отвечал: «Везёт тому, кто везёт!». Работал он всегда очень много, и простым везением это, конечно, не назовёшь. Случайный разговор с Иннокентием Смоктуновским перерос в ту самую переходную роль – Серебрякова в «Дяде Ване». Дальше были фильмы «Дуэнья», «Классик», «10 негритят». Владимир Михайлович умело выбирал роли и всегда попадал в десятку».

Народный артист России Валерий Баринов с юмором и теплом рассказал о совместных съемках и встречах. О том, каким страстным болельщиком был Владимир Михайлович: «В свой 100-летний юбилей, сыграв спектакль, Владимир Михайлович долгие часы принимал поздравления. Шёл уже четвёртый час утра. «Валерий, мне нужно сказать тебе что-то очень важное, – обратился он ко мне. – Я смотрел твои статьи и интервью про футбол. Передай, пожалуйста, футболистам, что очень важна культура паса. Будет культура паса – будет культурная игра. И даже болельщики будут культурнее».

«Владимир Михайлович часто говорил, что секрет его молодости – в любви, – продолжила Ольга Богданова. – И тут, конечно, нельзя не вспомнить Иветту Евгеньевну Капралову. Как он был благодарен судьбе за встречу с таким красивым, мудрым человеком. Если бы у каждого мужчины была такая жена, думаю, успехи этих мужчин возросли бы вдвое, втрое».

Ольга Михайловна вспомнила и про еще одну знаковую роль Зельдина – Дон-Кихота в спектакле «Человек из Ламанчи». Немногие из артистов рискуют перевоплощаться в образ, давно признанный одним из самых великих во всей мировой культуре. Но Владимир Михайлович и после 80 лет, как всегда блистательно, исполнял эту роль в постановке режиссера Юлия Гусмана, шел в ней на сцену, как на молитву.

Рассказы о Зельдине обобщила эпиграмма Валентина Гафта, написанная к 80-летию Владимира Михайловича:

Уменье жить и отвечать «на бис»,

Желанье все вернуть и все начать сначала…

Он, лишь коснувшись облака кулис,

Достигнет солнца и астрала.

Рождаться каждый день умеет он на свет,

То шут, то ангел на волшебной тризне.

В нем все есть, только возраста в нем нет,

Как не бывает возраста у жизни».

В завершении вечера прозвучала зельдинская песня «Я – Дон Кихот» в исполнении молодых артистов Театра Армии Дениса Кутузова, Ярослава Бережнова, Сергея Федюшкина, Елизаветы Мазаловой, Валерии Мисановой, Марии Швыдко и Дмитрия Оболонкова.

Владимир Михайлович говорил: «Мама прожила 47 лет, отец прожил 53 года, а я прожил почти две жизни». Наверное, не будет преувеличением сказать, что состоявшийся вечер в кругу друзей подтвердил: Владимир Михайлович продолжает жить в наших сердцах.