В Китае увольняют российских пилотов
В Китае коронавирус ударил и по гражданской авиации: из-за сокращения пассажиропотока авиаперевозчики увольняют в первую очередь иностранцев. Среди них больше 100 пилотов с российскими паспортами. И вовсе не факт, что им удастся найти работу дома, пусть даже за меньшие деньги. Потому что в российских авиакомпаниях век пилота недолог, а их бесценный опыт на земле не очень-то востребован.
По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, в российской гражданской авиации и смежных отраслях заняты 1,5 млн специалистов. В массе своей это те самые высокотехнологичные рабочие места, к созданию которых давно призывает президент. А самые сливки, элита — без малого 15 тысяч пилотов.
По данным Профсоюза летного состава РФ, их средний возраст — 45 лет. Среди командиров воздушных судов считается удачей, если получится усидеть в кресле пилота до 50, а тем более до 55 лет. Как считает глава проф-союза Мирослав Бойчук, причина в сложных условиях труда, психологическом климате, а также неспособности отечественной медицины уберечь пилотов от профессиональных заболеваний.
На конгрессе авиационно-космической медицины приводили данные исследования хронической заболеваемости населения России. Ученые сравнили работников разных профессий в возрасте 20-29 лет с теми, кто достиг 50-летнего рубежа. Так вот, к этому возрасту в среднем по стране число «хроников» выросло в 5 раз, а среди летного состава — почти в 37 (!) раз. Хотя исходные показатели у молодых пилотов в 70 раз ниже, чем у остальных сверстников , - на работу в небо приглашают отборный человеческий материал. А дальше... А дальше — работа на износ.
Как правило, летчиков списывают на землю задолго до наступления пенсионного возраста, отправляя их фактически в никуда. Моему знакомому штурману, отдавшему 30 с гаком лет авиации, пришлось переквалифицироваться в курьеры. Известны случаи, когда люди с вузовскими дипломами и летным опытом идут в сторожа или охранники супермаркетов.
«Смотреть на это больно и обидно, — сетует Валерий ШЕЛКОВНИКОВ, президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов». — Такой богатейший человеческий потенциал следовало бы использовать в новых отраслях авиации — и делу, и людям польза».
Наш эксперт имеет в виду дроны, которые все чаще находят применение в разных сферах — от детских игрушек до тяжелых беспилотников, занимающихся доставкой грузов, картографическими и видеосъемками. По прогнозам специалистов, к 2035 году в российском небе одновременно будут барражировать до 100 тысяч беспилотников. Сегодня никто доподлинно не знает, как грамотно и безопасно управлять такой воздушной армадой. Между тем Международная федерация ассоциаций линейных пилотов (ИФАЛПА) предостерегает: «Беспилотники — это фактически воздушные суда, и на них следует распространять все стандарты и рекомендации ИКАО». Потому что рост количества беспилотников вызывает конфликт интересов с другими пользователями воздушного пространства.
Так, в аэропорту Шереметьево уже были зафиксированы полеты дронов, в том числе с пересечением взлетно-посадочных полос. К счастью, это не нарушило работу столичного авиаузла. А вот диспетчерам японской Осаки в минувшем ноябре из-за появления неопознанного беспилотника в небе над международным аэропортом пришлось отложить или перенаправить три десятка рейсов. У нас под Рязанью в том же месяце дрон весом в тонну рухнул вблизи жилых домов, и только по счастливой случайности обошлось без жертв...
Система управления безопасностью полетов для беспилотников у нас даже не внесена в дорожную карту НТИ «Аэронетспейс», утвержденную правительством. Хотя количество нарушений использования воздушного пространства множится: если в 2016-м было зафиксировано 40 инцидентов, то в 2018-м — уже 110. Центры обслуживания воздушного движения часто не успевают отслеживать движение даже частной авиации и транспортных вертолетов. А что говорить о беспилотных воздушных судах, которые часто вообще летают без средств опознавания?
На Западе осознают масштабы угрозы. В Великобритании, скажем, выработали правила обеспечения безопасности полетов, обязательные для диспетчеров и участников воздушного движения. Во-первых, все обязаны держать беспилотник в поле зрения (правило: «Смотри и избегай!»). Во-вторых, дрон не должен приближаться к аэродрому ближе 5 км и подниматься выше 120 метров. В-третьих, за ошибки в пилотировании и контроле грозит наказание — вплоть до заключения на пять лет.
Понятно, что безопасность полетов зависит не только от строгих правил, но и (прежде всего!) от специалистов, которые их должны выполнять. Глава агентства Валерий Шелковников считает, что в диспетчерских пунктах, управляющих воздушным движением, должны сидеть профессионалы высочайшего уровня. Прежде всего — списанные на землю пилоты, коих в стране тысячи. Накопленный за штурвалом опыт работы поможет быстро освоить новую профессию — внешних пилотов беспилотных воздушных судов. Тем более что медицинские требования для такой деятельности куда более щадящие.
«На президиуме Совета по стратегическому развитию при президенте предложили в рамках нацпроекта «Демография» потратить 3 млрд рублей для поддержки семей с детьми, молодежи и людей старшего поколения, — говорит Валерий ШЕЛКОВНИКОВ. — Почему бы Минтруду не выделить часть средств для программы переобучения отставных летчиков и диспетчеров на внешних пилотов беспилотных воздушных судов?