- Татьяна Анатольевна, как вы считаете, могут ли имена детей определить их судьбу, и если могут, то как?
- По большому счету, на судьбу влияет не столько само имя, сколько те, кто его дает. Называя малыша, мы осознанно или неосознанно вызываем к жизни образ, соответствующий этому имени. Родительское представление о том, каким должен вырасти их малыш, передается ребенку и влияет на его будущую жизнь. Тем более что представление это, как правило, подкрепляется воспитанием.
С философской точки зрения имя, данное человеку, как и имя любой вещи, задает определенную сущность: стол стулом быть не может. Называя ребенка, родители "запрашивают" эту сущность. Андрея ожидают увидеть мужественным, Александра - сильным, а Тимошу - ласковым. Да и сами звуки имени подсказывают, каким сформируется будущий характер. Любое сочетание звуков производит на нас определенное эмоциональное впечатление. Ожидая от сына или дочки каких-то качеств, родители непроизвольно закладывают соответствующее эмоциональное звучание в их имена. И, конечно же, мелодия имени, которое сопровождает нас постоянно, накладывает некоторые особенности и на поведение ребенка, и на поведение родителей.
- Многие родители, прежде чем назвать малыша, сверяются с именословом, в котором указано значение имени. В данном случае ребенок должен оправдать их надежды? Евгений, например, быть благородным?
- Называя сына Евгением, потому что им нравится сочетание звуков "вг", родители вкладывают один смысл в его имя, а если они знают значение имени, скорее всего, хотят, чтобы ребенок был благородным, и будут стараться развивать в своем сыне именно эти черты.
- НЕКОТОРЫЕ РОДИТЕЛИ ПЫТАЮТСЯ ПРЕДВОСХИТИТЬ СУДЬБУ РЕБЕНКА, ДАВАЯ ЕМУ НЕОБЫЧНОЕ ИМЯ ПРИ РОЖДЕНИИ. ПРИ ЭТОМ ОНИ РУКОВОДСТВУЮТСЯ ЛОГИКОЙ, ЧТО РЕБЕНОК С ТАКИМ ИМЕНЕМ СМОЖЕТ ДОБИТЬСЯ ЗАОБЛАЧНЫХ ВЫСОТ, НЕПОДВЛАСТНЫХ ИРАМ, САШАМ И НАТАШАМ. КАКИЕ ОЖИДАНИЯ РОДИТЕЛИ СВЯЗЫВАЮТ С ТАКИМИ ИМЕНАМИ, КАК ГЕНИЙ, ИДЕЯ И ПОДОБНЫЕ ?
- Называя свое чадо вычурным именем, родители, как правило, хотят подчеркнуть собственную "особость" или решить какие-то собственные проблемы. В результате ребенок будет чувствовать себя необычным, только проявиться это качество может совсем не так, как предполагали мама с папой. Мальчик, названный Гением, с одной стороны, будет страдать от того, что не сможет оправдать родительских ожиданий - просто потому, что он растет, как все дети. А в школьные годы ребенок с вычурным именем неизбежно подвергнется насмешкам сверстников. В борьбе с ними он либо уйдет в глухую защиту - "Отстаньте все, как хочу, так и живу!", либо будет чувствовать свою неполноценность и любыми способами пытаться ее восполнить. Хорошо если способы эти будут социально приемлемыми - начнет писать, рисовать, челки стричь, но возможно и откровенное хулиганство.
С другой стороны, особенным будет чувствовать себя любой человек, в котором это качество культивируют. Но когда его имя традиционное или встречается в литературе, ребенку проще себя с кем-то сравнить. В начальной школе все начинают сравнивать себя с другими, и это очень важно для интеллектуального и социального развития. Просто "другим" ребенок быть не должен. Он может быть "другим" в гармоничной связке с "тоже" - я отличаюсь от другой Тани, но я такая же, как все девочки этого возраста. Совсем редкое имя затрудняет для ребенка операцию сравнения. Тогда "другой" может стать радикальным, как флюс или золотой зуб. Чтобы этого не произошло, родителям нужно суметь уравновесить "инаковость" пониманием того, что ребенок в чем-то такой же, как все дети, и привить это чувство ребенку.
- Сейчас модно называть детей по святцам. Как в данном случае непривычные имена влияют на жизнь и самооценку человека?
- Все зависит от мировоззрения родителей. Если они понимают значение традиции и способны передать это понимание ребенку, то и с необычным именем ему будет проще. Хотя насмешек сверстников современному Хуздозату (такое имя есть в святцах) вряд ли удастся избежать.
- Если ребенка называют в честь какого-то родственника, в том числе известного, или в честь великого человека, как это может сказаться на его дальнейшей жизни?
- Важно, какой смысл в это имя вкладывают родители и как преподносят его ребенку. Если они хотят, чтобы ребенок был на кого-то похож, существует опасность либо переоценить его достоинства, либо усилить недостатки. Дедушка был профессором, а у сына четверка по математике, ах, какая беда! В результате родители обмануты в своих надеждах. Главное - не показывать свое разочарование ребенку, чтобы у него не возникло чувства вины. А если в сыне или дочке видят идеал, они начинают себя переоценивать. В этом случае необходимо объяснить "юному дарованию", что недостатки у него тоже есть.
- Когда ребенка называют в честь мамы или папы, в семье может возникнуть соперничество?
- Может. И для того чтобы избежать проблем, родителям нужно понимать, что ребенок не повторение взрослого, а самостоятельная личность, которая имеет право на свои достоинства и недостатки.
- А если имя в честь родственников - семейная традиция?
- Это хорошо. Ребенок понимает, что он продолжает нить семейной традиции, в соответствии с которой принято называть детей определенными именами. Человек должен иметь свою историю - знать не только о маме и папе, но желательно о прадедушке и прабабушке. Ссылка на традицию - хороший повод не возгордиться, а также избежать вышеупомянутого чувства вины, поскольку в данном случае ты не обязан никому соответствовать, ведь такими же именами названы многие родственники.
- Может ли имя ребенка определить его место в семейной структуре?
- Скорее семейная структура определяет имя ребенка. Причем речь может идти не только о так называемой "ядерной" семье - мама и папа, но и о расширенной структуре, когда все родственники участвуют в выборе имени. Если женщина называет малыша так, как хочет ее мама, подчиняется ей - структура уже задана. А ребенок впоследствии эту семейную структуру прочтет и разберется, кто в доме хозяин.
- Как же родителям выбирать имя для ребенка? На что ориентироваться?
- Имя должно нравиться, не должно стать яблоком раздора для мужа, жены и других родственников. Оно, как и ребенок, должно быть некой гармонизирующей сущностью, плодом любви и согласия. А основанием для его выбора могут быть и значение, и звуки, и традиция, и другие важные для родителей критерии.