13 февраля в штаб-квартире ЮНЕСКО по этому случаю состоялся праздничный вечер "Русская православная церковь на рубеже веков", к участникам которого с приветственным словом, записанным на видео, обратился Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В рамках юбилея была открыта выставка "Церковь и духовное возрождение России", состоялся концерт духовной православной, русской народной и классической музыки в исполнении хора московского Сретенского монастыря.
- Нынешний юбилей заставляет нас о многом задуматься, - сказал в беседе со мной архиепископ Корсунский Иннокентий. - Прежде всего о том, что сейчас начинается новый этап в истории русской эмиграции, когда позиции нашей православной церкви становятся настолько сильными, а стремление к благодатному единству становится настолько мощным, что на это никому нельзя закрывать глаза. Перед потомками первой и второй волн эмиграции стоит выбор, как и с кем быть дальше. Реакция на перемены идет по всему православному миру вне границ России. Подчас это процессы трудные, противоречивые, но велико желание сблизиться с Матерью Церковью, что требует от нас мудрости, смирения, встречного движения к взаимопониманию и больших молитвенных трудов.
Накануне празднеств я побывал в храме, который находится на улице Петель в 15-м округе французской столицы. В его истории отразились как трагедии минувшего века, когда в результате революции, гражданской войны российский народ оказался расколот и часть его была вынуждена покинуть Родину, так и высокий духовный подвиг людей, которые, попав на чужбину, несмотря на невероятные трудности, сохранили связь с Отчизной. Их было всего несколько человек, тех, кто в 1931 году остался верным Русской православной церкви, после того, как на родине начались на нее гонения и когда большинство русских православных людей в Западной Европе вместе со своим митрополитом перешли в юрисдикцию Константинопольского патриархата.
В эту небольшую группу, во главе которой стояли духовник Иоанн и инспектор Православного богословского института святого Сергия в Париже епископ Вениамин (Федченков), входили такие выдающиеся личности со светской и с церковной стороны, как философ Николай Бердяев, выдающийся богослов Владимир Лосский, иконописец Леонид Успенский, писатель Владимир Ильин, братья Ковалевские, много сделавшие для проповеди православия во Франции. Они прекрасно понимали, что в тогдашней России церковь была несвободной, отданной на поругание, что она "восходила на Голгофу", но считали своим моральным и человеческим долгом не отворачиваться от мученицы, распятой на кресте, в то страшное для святой веры время.
Люди небогатые, они устроили храм в подвальном помещении старого дома на улице Петель, а когда его снесли, в новом здании получили два этажа - для храма и подворья. Захожу под невысокие своды храма. Полумрак. Иконостас. Лампады. Запах ладана. Икона Царицы Небесной Иверской. О ней мне поведал ближайший помощник владыки Иннокентия, совсем еще молодой иеромонах Нестор.
- Это копия XVII века знаменитой одноименной иконы из Иверской часовни в Кремле. Так называемая "выносная икона", которая использовалась для крестных ходов, - рассказал он. - Ее вывез из Москвы один офицер наполеоновской армии, и она хранилась свыше ста лет в замке в Пиренеях. Когда наследники офицера в начале 30-х годов решили ее продать, то запросили очень высокую по тем временам цену - 30 тысяч франков. И тогда основатель храма, впоследствии митрополит Вениамин, который, кстати, был последним духовником белой армии, явился в антикварную лавку, где была выставлена святыня, и попросил у хозяина разрешения забрать ее в храм, при этом уверив его в том, что "деньги будут собраны". Полгода шел поток пожертвований, многие отдавали последние грошики. Но полностью сумму не удавалось собрать. Помогла Надежда Соболева. Красавица, она еще до революции оказалась во Франции, была дамой эмансипированной, одной из первых села за руль автомобиля. Находясь на содержании у одного швейцарского миллионера, образ жизни вела довольно свободный, из-за чего ей был закрыт путь во многие православные храмы Парижа. Только на улице Петель Соболеву приняли, и ей так понравилась атмосфера подворья, она так прониклась его духовностью, что жизнь ее поменялась. Надежда продала свои драгоценности, и благодаря этому икона была полностью выкуплена. Как дальше сложилась судьба Соболевой? Она вышла замуж за своего швейцарца, стала дамой благочестивой и глубоко верующей. После смерти мужа постриглась в монахини, приняв имя Силуаны. Затем вернулась в тогдашний СССР, где провела в Пюхтинском монастыре, это в Эстонии, последние годы жизни. Там и скончалась лет двадцать с лишним назад.
Храм на улице Петель - не только место, где церковная служба осуществляется ежедневно утром и вечером строго по уставу, чем, кстати, отличается от всех остальных православных церквей не только во Франции, но и в Западной Европе вообще. При нем открыта школа, куда по средам приходят заниматься три с половиной десятка мальчишек и девчонок из русских семей, проживающих в Париже и окрестностях. Они изучают русский язык, знакомятся с историей Родины предков, законом Божьим. Летом вместе с директором школы Натальей Львовной Левандовской выезжают в Нормандию, где на берегу Атлантического океана снимается дом для летнего лагеря. Здесь же работает кружок иконописи, который ведут Эмили вон Таг, француженка, принявшая, как и ее мать, православие, а также талантливая ученица Леонида Успенского Анна Филиппенко.
До начала 80-х годов Трехсвятительское подворье окормляли, то есть руководили им, священнослужители из старой эмиграции. Но после смерти последнего из них паства обратилась к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой присылать настоятелей из России. С образованием Корсунской епархии храм стал называться кафедральным - именно здесь находится кафедра правящего архиерея. С 1999 года это архиепископ Иннокентий. Всего в настоящее время в Корсунскую епархию входит около 60 общин, приходов, монастырей, разбросанных по пяти европейским странам.
- Кто ваши прихожане? - спросил я отца Нестора.
- Помимо представителей первых волн эмиграции, это в основном те русские, которые по разным причинам оказались во Франции, - ответил он. - Очень много молодежи, студентов. Число верующих растет с каждым годом, и по воскресеньям храм с трудом вмещает желающих. Но мы рады принять всех. Ведь духопопечительство особенно важно вдали от Родины.