Причиной и поводом для дебатов стал вердикт верховного суда Массачусетса, политически самого либерального и в то же время по-житейски самого консервативного (поскольку в значительной степени католического) штата, который закрепил право "голубых" и "розовых" на полноценный в юридическом смысле брак.
Если бы судебное решение превратилось в конституционную норму, Массачусетс стал бы первым штатом, легализовавшим союз однополых граждан. До сего времени только штат Вермонт допускает хотя и не брак в полном смысле, но гражданский союз между мужчиной и мужчиной, женщиной и женщиной. Между прочим, такой закон поддержал и подписал нынешний кандидат от демпартии, а тогда губернатор Вермонта Говард Дин. Джон Керри, массачусетский сенатор и фаворит президентской гонки среди демократов, - за гражданский союз, но против брака. А в 38 штатах из 50 такой брак запрещен конституционно.
Судебное решение в Массачусетсе подняло волну по всей стране, вернее две волны - за и против. Гомосексуалисты дружно начали требовать "равноправия", а их оппоненты доказывают, что законы природы, установленные свыше, допускают лишь такой брак, в котором возможно продолжение рода. Не остался в стороне от начавшейся бучи и Белый дом. Президент Буш, очень, как говорят, религиозный человек, выступил с письменным заявлением по этому поводу, в котором подчеркнул, что "решение высшего суда Массачусетса - очень тревожный признак", который выводит эту проблему "на конституционный уровень".
Буш готов поддержать поправку к федеральной конституции, чтобы предотвратить "судебную активность", переиначивающую саму суть брака и "игнорирующую мнение американского народа и его избранных представителей". Ибо "брак является священным союзом только между мужчиной и женщиной". Пресс-секретарь Белого дома Скотт Маклеллан на брифинге сообщил, что проект поправки, внесенный членом палаты общин от Колорадо республиканкой Мэрилин Масгрейв, соответствует критериям, выдвинутым президентом. Так что можно ожидать, что еще до ноябрьских выборов проект будет поставлен на голосование. Иное дело, соберет ли он большинство, необходимое для изменения текста конституции: хотя в палате только один открытый гей - Барни Франк, от того же Массачусетса, но достаточно много депутатов, ратующих за приравнивание геев к национальным меньшинствам.
Между тем создается странная ситуация: решение верховного суда вступает в силу с 17 мая, и, как считают сочувствующие геям юристы, те из них, кто после этого зарегистрирует свое партнерство в качестве семьи, сохранят этот статус, что бы дальше ни случилось. И даже Буш ничего поделать не сможет: закон, как известно, обратной силы не имеет.