МИР ПОСЛЕ ИРАКА

Итак, будем исходить из того, что высшее руководство США приняло решение о вторжении в Ирак в течение ближайших недель. Все разговоры о шансах, которые предоставляются иракскому диктатору, о сохраняющихся возможностях мирного разрешения конфликта - всего лишь реверансы в сторону мирового общественного мнения и международных организаций.

Военная машина США уже раскручена до состояния туго сжатой пружины. Эсминцы, как известно, задним ходом не двигаются, а Буш-младший не уступит в амбициях Бушу-старшему, который в свое время успешно провел иракскую кампанию.
Так что военным и политикам остается сегодня размышлять не о том, будет ли мир в Ираке, а о том, каким будет мир после Ирака.
Показательно, что, рассуждая о причинах, мотивах, толкнувших США на беспрецедентно жесткую позицию по Ираку, серьезные наблюдатели сходятся во мнении, что политики в этом вопросе немного. Здесь пахнет нефтью.
Страна, потребляющая больше всех энергоносителей в мире, хотела бы иметь ключ от иракских нефтяных кладовых.
Надо признать, что Россия в сложившейся ситуации стоит перед очень непростым выбором. Президент Ирака Саддам Хусейн - одна из самых одиозных фигур в мировом сообществе, и его устранение с политической сцены, чего и добиваются США, - шаг сам по себе положительный. Рассуждать о демократических путях ухода от власти диктатора смешно. Но и брать штурмом спецназовцев президентский дворец, уничтожая при этом все живое вокруг, - чудовищно для XXI века.
Сегодня ясно одно: Россия в военную операцию вовлечена не будет и, несомненно, наберет очки в мировом сообществе как великая держава, призывающая к мирному разрешению сложившейся ситуации. С другой стороны, очевиден тактический проигрыш для России в этом регионе. США (вместе с союзниками), получив богатейший источник углеводородного сырья, несомненно, закрепятся в этом регионе (возможно, в виде военной базы) и подтвердят статус единственной сверхдержавы.
Далее для США начинаются проблемы, способные свести небольшие тактические победы к большему стратегическому поражению. Очень серьезно обострится положение главного союзника США в этом регионе - Израиля.
Общаясь в прошлом году с представителями высшей политической и военной верхушки Израиля (а в числе наших собеседников были президент, премьер министр, глава спецслужб), я почувствовал, насколько серьезно опасаются в этой стране неконтролируемого развития событий во время возможной войны с Ираком. Напомню, что во время предыдущей войны в Заливе иракские ракеты советского производства долетали до Израиля, сея смерть и разрушения.
Не так просто для США будет и технически, и финансово обеспечивать военные действия в Афганистане и Ираке одновременно. При этом имея в виду и Северную Корею, которая тоже бряцает доспехами, пусть и не самыми совершенными. Следует опасаться и ненависти к США со стороны арабского, а в расширенном формате и всего мусульманского мира.
Большие сомнения существуют у наблюдателей и в отношении внутренней безопасности и стабильности в США. Как известно, самые крутые и щедро финансируемые в мире спецслужбы прозевали теракт в Нью-Йорке. Смогут ли они гарантировать безопасность своего населения в условиях полномасштабной войны с другим государством - большой вопрос.
И все это происходит на фоне крепнущей Европы, где по большой части холодно относятся к имперским амбициям США. Не случайно о возможном объединении неожиданно заговорили ФРГ и Франция - серьезные критики Америки по иракскому вопросу.
Вторжение в Ирак и попытка закрепиться там очень сильно не понравятся в Индии и Китае - двух великих ядерных державах. Причем Китаю это не понравится даже больше, чем России. А ведь именно Китай, как утверждают в Вашингтоне, - особенно опасный в будущем возможный противник США...
Таким образом, назвав свою будущую операцию в Ираке "Шок и трепет", США на сегодняшний день привели в шок немалое число своих союзников и заставили трепетать изрядное число собственных сограждан.
Кстати, действия США придают силу аргументации российских военных, многие из которых убеждены в необходимости крепить мощь российских Вооруженных сил и со скепсисом относятся к переговорам о разоружении, полагая, что Россия и так достаточно разоружилась, не получив взамен ни одного бонуса. Эту позицию, кстати, озвучил на днях министр обороны Сергей Иванов в беспрецедентно жестком заявлении.
Другой важный вопрос - послевоенное устройство Ирака и участие в этом заинтересованных держав.
В беседе с автором этих строк опытный британский дипломат, пожелавший остаться неизвестным, заметил, что США и Великобритания намерены самым серьезным образом учитывать интересы России при послевоенном устройстве Ирака. Известно, что нынешний иракский режим должен России около 7 млрд. долларов. По мнению моего собеседника, все долги Ирака будут возвращаться кредиторам через Парижский клуб в порядке определенной очередности. При этом было замечено, что от того, как поведет себя Москва до и во время войны, будет зависеть ее место в очереди.
Кстати, первыми это поняли две крупнейшие нефтяные компании России. Английский дипломат подчеркнул, что представители этих компаний, по всей видимости, обладая исчерпывающей информацией по послевоенному устройству Ирака, предпочитают не ввязываться в споры на тему: воевать или мириться. При этом они не без оснований полагают, что выжидательно-поощрительная позиция по отношению к вторжению в Ирак поможет им рассчитывать на определенную долю при дележе иракского нефтяного пирога...
Ощущение тревоги витает в международном сообществе. Нет ощущения просчитанности всех последствий такой крупномасштабной военной операции, которая проводится в регионе, и так напоминающем пороховую бочку.
Когда-то Уильям Фулбрайт - патриарх политической жизни США и многолетний председатель сенатского комитета по иностранным делам написал книгу об американской внешней политике, назвав ее "Самонадеянность силы". И хотя относилось это к периоду войны во Вьетнаме, сегодня это определение по отношению к США тоже, думается, точно.
Но надо понять, что мир сильно изменился за последние десятилетия. Нет ожесточенной конфронтации двух сверхдержав, и мы уже не стараемся разглядеть друг друга через перископы атомных подводных лодок.
К тому же история учит, что за любую победу приходится очень дорого платить. И порой расплата эта длится очень долго.