Шестьдесят пять лет в суровом московском климате оказались серьезным испытанием почему-то только для "колхозницы", у которой коррозией разрушена правая нога и развевающийся шарф в руке. Как рассказали "Труду" в префектуре Северо-Восточного административного округа, после окончания работ к 2005 году эта 75-тонная скульптурная группа будет установлена рядом с тем местом, где она простояла десятки лет - перед одним из центральных входов на ВВЦ (бывшая ВДНХ). Теперь, правда, она сменит свой нынешний "низкий" постамент на более подобающее ей по высоте 34-метровое здание. А точнее, это будет комплекс, в котором вполне в духе времени на 66 тысячах квадратных метров разместятся торговые павильоны, закусочные, складские помещения и паркинг. Вся затея обойдется примерно в 30 миллионов долларов.
Вере Мухиной, ваявшей "Рабочего и колхозницу" специально для Парижской выставки 1937 года, удалось материализовать настоящий символ советской эпохи. Обладающая превосходной ковкостью и хорошим светоотражением хромоникелевая сталь позволила решить пластическую задачу с изображением "летящей материи". А эта деталь была очень важна, поскольку в первоначальном варианте герои представали обнаженными, и "материя" требовалась для драпировки некоторых частей тела. Она пришлась как нельзя кстати, образуя неповторимые визуальные объемы...
По иронии судьбы парижские власти отвели участки под советский и германский павильоны на набережной Сены друг против друга. Мухина вспоминала, что в процессе строительства "немцы долго выжидали, желая узнать высоту нашего павильона. Когда они это установили, тогда над своим павильоном соорудили башню на десять метров выше нашей. Наверху посадили орла. Но для такой высоты орел был мал и выглядел довольно жалко". Мухинская же композиция, занявшая место на крыше 35-метрового павильона, имела триумфальный успех. Пикассо восхищался, как удачно группа смотрится на фоне сиреневого парижского неба...
После окончания выставки "Рабочего и колхозницу" разобрали (местами просто разрезали автогеном) и в 28 вагонах перевезли в Москву, где почти полностью восстановили из более толстых листов стали (до 2 мм) и смонтировали как очередное достижение народного хозяйства.
Поэтизируя в "Рабочем и колхознице" советскую жизнь, Мухина вряд ли строила иллюзии на счет реального положения дел в стране. В начале 1930-х годов она со своим мужем подверглась аресту и ссылке. Бесследно "исчезли" некоторые работавшие в Париже строители, был расстрелян комиссар павильона И. Межлаука. И хотя Веру Игнатьевну награждали орденами, Сталинскими премиями и почетными званиями, больше ни одна ее символическая или аллегорическая работа так и не была осуществлена. Автору даже не удалось добиться при жизни более приемлемой установки своей самой знаменитой работы. Все эти годы "Рабочий и колхозница" стояли всего лишь на 10-метровом постаменте, который Мухина в насмешку называла "пеньком", поскольку он в 3 раза ниже расчетной высоты. А чрезмерное приближение к зрителю здорово вредит восприятию произведения в целом. Фигуры кажутся слегка неуклюжими и резко вылепленными, а лица - огрубленными и схематизированными. Нынешняя реконструкция всемирно знаменитой скульптурной группы исправит эти визуальные недостатки.