СТРАШНО - АЖ ЖУТЬ

Трагические события, произошедшие в Америке, последовавшая за этим "почтовая эпидемия" с белым порошком вызвали волну паники не только среди американцев. И эта волна пока не утихомирилась. Специалисты констатируют, что подобный затяжной страх опасен уже сам по себе. Он лишает человека спокойствия и сна, он способен подорвать здоровье, а иногда даже убить. Можно ли бороться с этой опасностью, кроющейся в каждом из нас? Рассказать об этом мы попросили ведущего научного сотрудника Московского НИИ психиатрии, кандидата медицинских наук Н.Г. Шашкову.

- То, о чем вы говорите, именуется в психиатрии фобиями. Эти явления действительно очень распространены и описывались с древних времен. Видов фобий - превеликое множество, от 400 до 500. Справедливо также отметить, что прогресс регулярно подбрасывает "дровишки" в этот пылающий костер.
- А в чем разница между страхом и фобией вообще?
- Обычный страх человек, как правило, может перебороть - иногда легко, иногда немалым напряжением воли, но самостоятельно. Скажем, вы боитесь ездить на электричке, но - ездите, когда очень нужно. С фобией же справиться гораздо труднее. Вообще - это разновидность психологического феномена навязчивости (недаром ее часто именуют навязчивым страхом). Навязчивости иначе называют обсессиями.
У навязчивостей, к числу которых относятся фобии, "лиц" очень много: это навязчивые воспоминания, влечения, ожидания, сомнения, которые сопровождаются бесконечными перепроверками - выключен ли дома газ, свет, закрыты ли форточки, "перезапиранием" двери, троекратными обходами квартиры перед уходом... Эти явления могут быть распространены и среди здоровых людей, потому, заподозрив в себе что-то подобное, не следует сразу ставить диагноз.
Таким образом, фобии отличаются от всех прочих разновидностей навязчивостей страхом особой силы и невозможностью его преодоления своими силами. При этом, надо отметить, человек четко осознает нелепость своего страха и сам критически к нему относится. Поэтому некоторые всеми силами пытаются его скрывать.
- Нина Геннадьевна, фобии можно как-то классифицировать?
- В принципе да. Условно их можно разделить на нозофобии, пространственные фобии, социофобии и в группу "прочие" определить богатый букет сравнительно редких страхов. Нозофобии - это навязчивые страхи заболеваний с тяжелыми последствиями. На практике чаще всего встречаются кардиофобия - страх перед болезнью сердца, канцерофобия - страх перед раковыми заболеваниями, сифило- и спидофобия, лиссофобия - боязнь заболеть бешенством и т.д.
Знаете, мощный трибун Владимир Маяковский всю жизнь носил в кармане кусок мыла. Его отец, работая с бумагами, уколол палец и умер от сепсиса. Это произвело на сына неизгладимое впечатление, и он мыл руки при любой возможности...
Один знакомый профессор, вернувшись с работы, сбрасывает с себя все прямо у двери, моется с хлоркой и бросает одежду в стирку: ведь студент, сдававший экзамен... чихал. У другого моего пациента были совершенно красные, облезшие руки. Сначала я думала, что это какое-то кожное заболевание, но выяснилось, что, пытаясь защитить себя от всякой заразы, он бесконечно поливал их все той же хлоркой.
- А к пространственным, наверное, относится широко известная клаустрофобия?
- Да, это боязнь закрытых помещений, а также агора- и кенофобия (боязнь открытых и пустых помещений), гефирофобия (страх ходить по мосту), амаксофобия (боязнь колесного транспорта)... К группе социофобий обычно относят лалофобию (страх перед публичным выступлением), антропофобию (боязнь общения с людьми), гинекофобию (страх общения с женщинами), эрейтофобию (страх покраснеть), ситофобию (боязнь поперхнуться), миксефобию (боязнь оказаться несостоятельным при интимной близости)...
К группе прочих отнесем арахнофобию (боязнь пауков) и айлорофобию (боязнь кошек), тафофобию (страх быть похороненным заживо). Часто именно такие, необычные фобии, особенно если ими страдает известная личность, становятся достоянием общественности. Известно, что Майклу Джексону присуща миофобия - то есть он не выносит червей, актер Антонио Бандерас бывает в ужасе от змей (офидиофобия), Найоми Кемпбелл - болезненно ненавидит пыль и грязь - акатартофобия. Многих сильных мира сего настигала иофобия - страх быть отравленным... Шон Коннери, играя агента 007, попросил дублера на кадр, где по его лицу должно было проползти какое-то гадкое, но неядовитое, естественно, насекомое... Он был согласен на любые трюки, кроме этого.
Надо сказать, что вообще никакие различия в общественном положении и образовании для фобий особой роли не играют, ими могут страдать как высокоинтеллектуальные люди, так и малообразованные, известные деятели и простые обыватели... Образованным в какой-то степени даже сложнее, поскольку они острее способны понять, насколько дики их страхи, и, соответственно, глубже переживают свой недуг...
- А какую фобию вы назвали бы самой распространенной?
- Трудно сказать, в моей практике чаще встречались различные транспортные фобии. Их действительно очень много.
- Вы знаете, что обращение за помощью к психиатрам, вашим коллегам, тоже требует определенного мужества...
-Об этом я слышала много раз. И спорить не буду - после антипсихиатрической кампании 80-х годов в сознании многих психиатр прочно ассоциируется с чем-то карательно-репрессивным. Не будем углубляться в вопрос, нас интересует день сегодняшний. При колоссальном потоке информации известие о том, что сегодня обращение к психиатру не несет за собой обязательной постановки на учет, до населения не дошло. Чего боятся люди? Получить "клеймо" и того, что на запрос с места работы психоневрологический диспансер ответит - да, такой у нас "состоит". Скажем, врач считает, что ваши проблемы не опасны для общества, он готов вам помогать и лечить, ни на какой учет не ставя. Однако, памятуя о прошлом, люди часто предпочитают обращаться за "альтернативными" формами помощи - начиная с расплодившихся колдунов и целителей и заканчивая якобы "специалистами", всплывшими на мутной постперестроечной волне и умело ловящими "золотую рыбку". Помимо того, что разовый прием у них стоит под 200 долларов, среди таких "специалистов" нередко всплывают и просто душевнобольные люди.
Вообще, нужно ясно понимать, что наличие фобии далеко не всегда говорит о том, что человек болен. Но это может быть и симптомом заболевания, так что консультация у специалиста все-таки желательна.
- А можно сказать, что к образованию фобий склонны, скажем, определенные типы личностей?
- Есть люди мнительные, застенчивые, ранимые, с трудностями общения, которые с детства страдают всевозможными страхами разной степени интенсивности. Если наличие страхов не препятствует адаптации человека к жизни, а лишь сообщает ему, с точки зрения окружающих, некие странности, мы можем говорить об особой структуре личности. Чаще всего эти люди строго регламентируют свою жизнь и приспосабливаются к своим странностям так, что никто их и не замечает.
Если же речь идет о тех, кто к жизни адаптироваться не может или постепенно, отдаваясь во власть фобии, из нее "выпадает", мы близко подходим к понятию психопатии, подробно описанной в трудах доктора П. Ганнушкина. Помимо возбудимых, взрывных, несдержанных "людей без тормозов", которых в быту и называют обычно психопатами, существуют психопаты тормозимые (астеники), которые стремятся укрыться от окружающего мира под своей скорлупкой (один из ярких представителей - всенародно известный Илья Ильич Обломов).
К группе тормозимых относятся и люди с тревожно-мнительным типом личности. Они постоянно беспокоятся по пустякам, все является для них предметом переживаний и неотвязных размышлений. Вот у них чаще всего и развиваются навязчивые страхи.
- А можно ли фобии излечить?
- Почему я говорю и настаиваю на необходимости обращения к специалисту? Потому, что у врачей наработаны, годами практики проверены формы помощи - это различные варианты психотерапии, групповые и индивидуальные занятия, гипноз, иногда - соединение тренингов с грамотно подобранной медикаментозной терапией.
Когда болезнь только началась, пациенту легче помочь. Если же время упущено, страхи начинают расширяться, "обрастают" символическими защитными ритуалами, появляется "избегающее" поведение. Например, больной кардиофобией сначала перестает пользоваться метро, затем - прочим транспортом, потом и вовсе перестает ходить на работу из-за страха умереть. И помочь ему значительно труднее.
Если же вы очень хорошо сами себя знаете и способны беспристрастно оценить свои силы и слабости, можете потихоньку тренировать себя сами. Боитесь пользоваться метро, ощущая при попадании на станцию удушье и тошноту? Хорошо, попробуйте зайти только в вестибюль. Потом - еще на метр дальше. Каждая пядь освоенного пространства - ваша большая победа. Проявляя упорство и настойчивость, вы можете испугать свой страх. И он уйдет.
Так, одной моей пациентке, также с фобией транспорта, оказалось достаточным просто иметь при себе успокоительную таблетку. Она ее сжимала в руках: чувствовала, что в случае приступа паники с ее помощью удастся избежать страха... Таблетку она не использовала - страх ушел сам, и я за нее очень рада. Многие помогают себе созданием неких ритуалов, порой вызывающих смех у окружающих, но снижающих страх. Кто-то загадывает: если перед выходом из дома прыгну на одной ноге три раза - страха не будет. Кто-то смотрится в зеркало определенное количество раз, хлопает в ладоши. Не нужно только создавать слишком сложные ритуальные игры, а то будете их выполнять целый день.
- Остался еще вопрос по поводу детских страхов, который волнует многих. В каком случае родителям нужно обратиться за помощью или хотя бы за консультацией?
- У детей, как и у взрослых, страхи могут быть лишь одним из симптомов психического заболевания, и чем раньше специалист установит их истинную причину, тем благоприятнее прогноз. Если фобиями страдал хотя бы один из родителей - ребенок оказывается в "группе риска" и с большой степенью вероятности может унаследовать склонность к их образованию. Вообще, часто повторяющиеся, стойкие, значимые для ребенка страхи - всегда повод для обращения к детскому психоневрологу. Главное - нужно точно определить место страха в жизни ребенка. Если на предложение пойти в темную комнату и забрать что-то из дальнего угла ребенок отвечает отказом, ничего удивительного тут нет - кому приятно? Но если задолго до наступления ночи он начинает нервничать, плакать, заранее боясь еще не наступившей темноты, - это уже настораживает. В такой ситуации я не советую родителям пускать все на самотек, давая заболеванию возможность "разрастись". Следует преодолеть некие личные мировоззренческие комплексы и обратиться к врачу.
Николай Гоголь настолько боялся быть заживо похороненным, что даже отдавал письменные поручения друзьям хоронить его только после появления признаков трупного разложения. К тому же с годами у него развился страх перед разнообразными болезнями. Михаил Врубель отчаянно робел перед дамами, которые волновали его сердце. Наполеон верхом садился в случае крайней необходимости, и в его конюшне не было белых лошадей. Иосифа Сталина мучила мысль, что его собираются отравить, а еще он панически боялся летать на самолетах.