Нельзя сказать, что ТВ вовсе не заметило столь очевидного поворота государства в сторону прежде недооцениваемых проблем. Заметило, конечно. Но только - как? Об этом можно судить, сравнив, например, телеэфир с газетами. В одном из выпусков передачи "Газетный дождь" (ТВЦ) ведущий А.Макаров проанализировал публикации на эту тему, признал их объективными, серьезными, неравнодушными, что вряд ли скажешь о телевизионных передачах.
Так, в программе "Пресс-клуб" (РТР), где вместе с газетчиками по традиции участвуют политики, педагоги, чиновники разных рангов, уже в стартовом сюжете поразил его финал. Касаясь проблемы так называемых "неблагополучных подростков", авторы сюжета выказали откровенное безразличие к их судьбе. "Спасать, - услышали мы в закадровом тексте, - надо только тех, кто хочет, чтобы их спасли. Надо ли мешать тому, кто твердо решил утонуть?"
Кто-то из участников дискуссии в студии пытался было поспорить с этой циничной формулой. Но напрасно. Как стало вскоре очевидным, приведенные слова не были случайной оговоркой или личным мнением журналиста-одиночки, а выражали позицию... Согласно представлениям иных уж очень радикальных либералов о свободе личности, вмешательство общества и тем более государства в судьбу человека недопустимо. Каждую такую попытку они спешат объявить "большевизмом", подавлением священных прав человека и т.д.
На такой волне за эти годы были ликвидированы "детские комнаты" в отделениях милиции, возраст "половой неприкосновенности" снижен с 16 до 14 лет, заморожена смертная казнь, всячески пропагандировались идеи смягчения наказаний, что вряд ли пошло обществу на пользу. Об этом тоже говорилось на "Пресс-клубе", но как-то робко, в оборонительном ключе. Потому что в студии задавали тон сторонники противоположной позиции. Они с упорством, достойным лучшего применения, настаивали на своей правоте.
Эту достаточно агрессивную атмосферу поддержал и ведущий Андрей Максимов. Обычно спокойный и доброжелательный, он буквально взорвался, услышав телефонный звонок зрителя (между прочим, предпринимателя), который говорил о "вине ТВ" в "подростковом вопросе" и предлагал ввести цензуру в эфире.
О цензуре вспомнилось в тот же вечер при просмотре "Свободы слова" (НТВ). Обсуждая сходную с "Пресс-клубом" тему, Савик Шустер сделал акцент не столько на ее сути, сколько на щекочущих нервы публики деталях. Пригласил в числе главных гостей программы склонную шокировать своими экстравагантными заявлениями Валерию Новодворскую, а также писателя Виктора Ерофеева и руководителя молодежного объединения "Идущие вместе" Василия Якеменко.
Двое последних к тому времени уже стали участниками громкого "книжного" скандала, о котором сообщили все СМИ. Я имею в виду нелепую идею Якеменко обменивать "вредные для молодежи" издания В.Ерофеева, В.Пелевина, В.Сорокина на однотомник "полезного" Б.Васильева. Идея глупая. Под воздействием единодушной критики "Идущим" ничего не оставалось, как вскоре от нее отказаться.
Тем не менее в "Свободе слова" им представилась возможность устроить на глазах миллионов зрителей политическое шоу, и они ее не упустили. Настаивая на том, чтобы Ерофеев прочел шесть строк из своего романа "Русская красавица", Якеменко услужливо передал писателю экземпляр книги, предупредительно открыв ее на нужной странице. Опытный ведущий мог бы остановить такое развитие событий, однако не стал этого делать, видимо, предвосхищая скандальную ситуацию. Что и случилось: текст оказался с "ненормативной" лексикой выражениями. И это прозвучало в самом начале эфира, около восьми вечера, когда у телевизоров сидят не только взрослые, но и дети...
Шустер притворно ахал, "опасаясь", что из-за прозвучавшего в эфире мата канал лишат лицензии. Но все знают, что за подобную "смелость" никто никогда не получил даже замечания. Передача была скомкана, а из памяти все не выходил звонок "недостаточно либерального" предпринимателя...