У САБА ПОД КОЛПАКОМ

На днях завершилось следствие по "делу Локерби", длившееся почти десять лет. Шотландский суд приговорил к пожизненному заключению гражданина Ливии Меграхе, обвиненного в организации взрыва пассажирского самолета американской авиакомпании PAN AM 31 декабря 1988 года. Лайнер рассыпался на куски при взлете из Локерби, погибли все 259 человек, находившиеся на борту и 11 - на земле. Расследование показало: в багаж одного из пассажиров было заложено взрывное устройство.

На 80-е годы пришелся пик захвата и угона самолетов во всем мире, в том числе и в России. Самый известный случай - печально знаменитые "Симеоны": усыпив бдительность сотрудников аэропорта, они в контрабасе пронесли на борт оружие. Аналогичный случай произошел в 1983 году в Тбилиси. Под видом веселой свадьбы жених и невеста с цветами и подарками пронесли на борт самолета оружие. Когда лайнер набрал высоту, пассажиры, любовавшиеся красавицей в роскошном платье, вздрогнули от крика: "Всем сидеть! Самолет захвачен!" - она уже сбросила свадебный наряд, а в ее руках вместо букета цветов был автомат. Экипаж действовал согласно инструкции. Когда самолет сделал посадку, в дело вступила "Альфа"...
Эти и другие инциденты заставили во всем мире предпринять беспрецедентные меры по обеспечению авиационной безопасности. Как это делается в столичном аэропорту Шереметьево-2, корреспонденту "Труда" рассказали начальник Службы авиационной безопасности (САБ) Аэрофлота Валентин БАРАНОВ и его заместитель Азат ЗАРИПОВ.
Наверное, многие помнят, как дерзко похищали багаж в аэропортах еще несколько лет назад. По пути к самолету (или от него) опустошались чемоданы и сумки пассажиров. И именно на этом в первую очередь сконцентрировала свое внимание САБ Аэрофлота. Дело даже не только в пропажах. Как сказал Зарипов, "если есть доступ к багажу пассажиров с целью воровства, то есть и возможность вложить туда посторонний предмет".
Мы идем по второму этажу аэровокзала. Периодически, между информацией о рейсах, диктор объявляет: "Не оставляйте свои вещи без присмотра, не доверяйте их случайным знакомым". Народу сегодня немного - самолеты садятся и взлетают вовремя. Прежде чем пассажир попадает в салон лайнера, он проходит проверку по полной программе. Первыми стоят таможенники. Их интересует одно: не везете ли вы контрабанду? Мы были налегке, поэтому таможню миновали благополучно.
Дальше зона ответственности службы авиационной безопасности. Здесь проверяют подлинность виз и паспортов. Если проморгают подделку, - безопасности полета это, может и не грозит, но страна, куда прибудет "фальшивый" пассажир, взыщет потом с авиакомпании приличный траф. Канада, к примеру, сразу выставляет счет на 2 тысячи долларов. Она относится к странам повышенного риска. В том смысле, что очень много желающих попасть туда с видом на жительство - любыми путями. Из этой же категории США, многие страны Европы, поэтому документы пассажиров, вылетающих в этом направлении, проверяются с особой тщательностью. При необходимости их могут проверить еще и на борту самолета.
У стойки регистрации билетов работают в основном девушки. Оформляется рейс Москва - Будапешт. Очередь движется спокойно, неторопливо. Вдруг Сергей Карпенко, заместитель начальника отдела, "тормозит" одного из пассажиров и начинает с ним беседу. Расспрашивает о достопримечательностях Буды и Пешта, о названиях улиц, о местных деньгах. Ответы быстрые и, по всей видимости, правильные... И вдруг "венгр" смутился - не смог ответить на очередной элементарный вопрос Сергея.
Позже я спросила его, почему из всей очереди он выбрал именно этого пассажира. Оказывается, вызвала подозрение фотография на паспорте, но полной уверенности, что она переклеена, не было. Вот тут-то на помощь приходит так называеымй "профайлинг" - беседа с пассажиром. Этот метод, разработанный израильскими спецслужбами, очень эффективен и применяется сотрудниками всех крупнейших авиакомпаний и аэропортов.
Но больше всего сотрудников службы авиационной безопасности интересует содержимое сумок, чемоданов и, извините, карманов. Они проверяют их на предмет "провоза запрещенных предметов" - оружия и взрывчатых веществ. Всюду, где мы попадали в зону ответственности сотрудников САБ, неизменно проходили через металлоискатель. "А что вы удивляетесь, - говорит Зарипов, - у нас даже Окулов, генеральный директор компании, обязательно проходит через "рамку" и багаж ставит на интроскоп. Недавно вот летел министр внутренних дел Рушайло - то же самое".
Сегодня на помощь спецслужбам пришла электронная техника. Сотрудники у стойки регистрации внимательно смотрят на экран, на содержимое проплывающих через интроскоп чемоданов - оно в "цветном исполнении". Просветили и мою сумочку. Ничего для них интересного: диктофон, блокнот, помада... Умная машина реагирует на плотность предметов: чем плотнее, тем темнее. Огромный баул окрашен в светло-серый тон, четко видны черные крючки и пуговицы - это шубы, оранжевые квадратики - мыло, зеленое - значит, пластмасса.
Стоп! Инспектор службы безопасности останавливает машину: пошли темные, синие тона. Это означает наличие металла - тут не помешает ручной досмотр. Недавно, например, летел за рубеж близкий родственник одного из высокопоставленных российских чиновников. Интроскоп высветил предмет, явно похожий на взрывное устройство: темного металлического цвета, с проводками. При досмотре оказалось - обычная настольная лампа.
Итак, ваши документы и ручная кладь проверены, багаж поплыл по ленте в накопитель. Но радоваться рано. Там, внизу, подозрительные сумки и чемоданы (особенно с рейсов повышенного риска) могут вновь прогнать через интроскоп. Практика показала, что мера эта вовсе не лишняя. А багаж, вплоть до погрузки его в самолет, постоянно будет находиться в зоне внимания сотрудников САБ.
Как, впрочем, и сам самолет. Прежде чем первый пассажир войдет в салон, его так же тщательно осмотрят сотрудники службы авиационной безопасности. Самолет поделен на "зоны ответственности", которые закреплены за сотрудниками. Нет ни одного потайного лючка или уголка, который не был бы им известен или осмотрен. Тем не менее бывают попытки провоза запрещенных предметов. Недавно в лючках нашли... двух соколов со связанными крылышками. Самолет летел в Дамаск, где каждая такая птичка, занесенная, кстати, в Красную книгу, стоит 6 тысяч долларов.
Спрашивается, как же при таком досмотре удается что-то проносить на борт? Как пояснил Азат Зарипов, это возможно только по сговору с кем-то из сотрудников аэропорта. Связанные соколы - не взрывчатка, но если кто-то сегодня согласился провезти "птичку", то завтра может пойти на большее, и такому человеку доверять нельзя. Поэтому каждая такая находка на борту -ЧП, которое становится предметом "разбора полетов". Оргвыводы бывают очень жесткие.
В воздухе тоже всякое случается. Недавно одна английская газета рассказала о таком инциденте. "...Во время посадки в Москве у Александра Мунтяна была бутылка виски... К моменту прибытия в Хитроу он напился... Произошла ссора, закончившаяся рукоприкладством. Экипаж, используя ремни и липкую ленту, привязал пассажира к креслу. В Хитроу он пытался оказать сопротивление на всем пути до полицейского участка..." Английский суд упрятал российского буяна на четыре месяца в тюрьму. Во всех странах мира к хулиганам на борту применяются очень жесткие меры. Российское законодательство по отношению к ним самое лояльное - у себя на Родине господин Мунтян отделался бы штрафом в 20 - 40 рублей.
В последнее время участились ложные звонки о том, что в самолете заложена бомба. При каждом таком звонке все службы, отвечающие за авиационную безопасность, поднимаются по тревоге. Тут же опрашиваются все причастные к отправке рейса. Если что-то вызывает опасения - докладывают экипажу обстановку и рекомендуют провести досмотр тех или иных мест. В крайнем случае может быть принято решение о возврате самолета.
Но если служба гарантирует четкость своей работы, экипажу сообщают: "Самолет чист. Удачного вам полета и мягкой посадки". Так бывает почти всегда: САБу верят.