ВЫХОДИ СТРОИТЬСЯ!

Несмотря на все усилия правительства, эта унылая очередь с каждым годом все длиннее и безнадежнее. Однако по крайней мере 11 тысячам армейских бедолаг теперь впору хвататься за сердце. Оказывается, деньги на квадратные метры для них давно выделены государством. Более того, потрачены именно на строительство жилья. Куда ж оно подевалось? Поисками ответа на этот вопрос занялась Счетная палата РФ.

ВСЕ, как рассказал "Труду" аудитор Счетной палаты генерал-майор Владимир Ульянов, начиналось в 1992 году с большой помпой. Готовая на любые расходы, лишь бы избавиться от нашего военного присутствия, Германия выделила 635 миллионов марок на строительство жилья российским военнослужащим, выводимым из Восточной Европы. В Москве тотчас объявилась некая частная фирма, предложившая на указанные миллионы все организовать наилучшим образом. Тогдашний первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Егор Гайдар поддержал это начинание государственными гарантиями возврата денег. При этом был нарушен ряд законов - но кого подобное смущало в пору отечественного демократического романтизма? Внешне благородное начинание назвали программой "Модуль", и дело завертелось.
Первые военные городки, построенные на германские деньги, радовали глаз архитектурными формами и уровнем бытовых удобств. Их сдавали в эксплуатацию под гром армейских оркестров, сверкание фотоблицев и прочувственные речи многозвездных московских гостей в лампасах. В 1997 году программа "Модуль" победно завершилась, и настала пора подводить итоги. А они таковы. Вместо занятых у Германии 635 миллионов марок с учетом набежавших процентов придется возвращать 768,73 миллиона. Всего в результате привлеченных иностранных заимствований в Калининградской, Ленинградской, Московской, Псковской, Тверской и других областях построено 5067 квартир. Много это или мало? Вывод Счетной палаты обескураживает: несмотря на огромные затраты, существенного влияния на сокращение количества бесквартирных военнослужащих программа "Модуль" не оказала. Доля этой жилой площади в общем объеме жилья для Министерства обороны, построенного за те же годы, составляет всего 2,5 процента. Но - и это, наверное, самое существенное - на те же деньги можно было бы построить в три раза больше квартир. Счетная палата установила, что средняя стоимость квадратного метра в домах, построенных по программе "Модуль", в 3,6 раза превысила аналогичные показатели по России. К тому же Министерством обороны было израсходовано, кроме валютных средств, еще и 122,8 миллиона бюджетных рублей на строительство инфраструктуры для тех роскошных городков.
Но и это еще не все. Даже и из того, что по программе "Модуль" было построено, военным достались крохи. Первыми прорвались в "германским" ордерам чиновники, их сваты, братья и т. д. Из 340 квартир, построенных на занятые у немцев деньги в городах Гусеве и Гвардейске Калининградской области, семьями военнослужащих заселено менее 10 процентов, а семьями военнослужащих, подлежавших увольнению в запас, - 24 процента. В Пскове семьи выведенных из Германии офицеров ордеров не получили вовсе, и только 43 квартиры из 168 достались уходившим в запас. Из 20 квартир в Дмитрове 11 тоже необоснованно отдали неизвестно кому.
Конечно, трудно поверить, что организаторы и вдохновители провалившейся, по сути, широко разрекламированной программы были бескорыстны и просто ошибались в расчетах. Криминальная российская действительность последних лет давно сделала нас скептиками на этот счет даже тогда, когда молчат прокуроры. Как бы там ни было, строительство "Модуля" завершено. России остались огромные долги, тысячи изломанных судеб и армия бездомных офицеров, которая не верит, кажется, уже никому. Материалы проверки переданы в Государственную Думу и в Совет Федерации РФ.