Оцифрован архив легендарного музыканта
Популярный у меломанов фестиваль SKIF, посвященный творчеству Сергея Курёхина, по многолетней традиции знаменовал собой переход музыкального Санкт-Петербурга из старого года в новый. Помимо концертов, была организована выставка архивных фото бессменного лидера «Поп-механики» и видеоматериалов его репетиций, концертов, живописных работ.
Концерты уникального музыканта и его оркестра запомнились поклонникам «шляпами из синюшных куриц, костюмами «а-ля балахон» и — дикой свободой творчества», когда каждый исполнитель четко знал, что должен делать на сцене, но хорошо отрепетированную программу всегда подавал по-своему, через импровизацию.
«Последний русский авангардист XX века», как называли его современники, Курёхин был против заорганизованности, не признавал концертную режиссуру. Музыка, считал он, должна рождаться «здесь и сейчас». Еще и поэтому вызывает сегодня интерес всё, что он успел сделать до своего раннего, в 42 года, ухода от неизлечимой болезни сердца.
Событием для участников и посетителей фестиваля, 24-го по счету, стала презентация онлайн-платформы с материалами музея Курёхина — виртуозного джазового пианиста, талантливого композитора, оригинального киносценариста, незаурядного актера, автора самобытных прозаических произведений.
— Идея долгое время созревала в недрах моей квартиры, а также в нашем Центре современного искусства имени Сергея Курёхина, — сказала «Труду» Анастасия Курёхина, вдова «великого выдумщика» и худрук ЦСИ. — Мы осмысляли, квалифицировали материалы — и наконец получилось: коллекция выстроилась в систему и оцифрована.
Сергей, свидетельствует Анастасия, был минималистом. Не хранил того, что мы называем документами эпохи. Если что-то все-таки сохранилось, то это заслуга во многом ее собственной скрупулезности. Письма, записки, пластинки, а также костюмы, декорации концертов она аккуратно складывала в коробки. Сохранила и компьютер мужа — Apple Macintosh-2, большая была редкость на рубеже 1980-х — 90-х годов...
Немалая часть архива — виниловые пластинки и компакт-диски, которые музыкант привозил из заграничных поездок: в нашей стране их тогда можно было приобрести разве что у фарцовщиков, да и за немалые деньги.
Курёхина знали и ценили за границей — в частности, Фрэнк Заппа, классик американского рока, в гостях у которого Сергей побывал. Именно «папа Заппа» с его острым языком научил русского коллегу, по его собственному признанию, давать интервью так, чтобы «каждое предложение просилось в заголовок». А на прощание подарил номерной знак со своей машины, который тоже можно увидеть в новом интернет-музее.
Бывал Сергей также в Ливерпуле, где, верный своему принципу приглашать для участия в концертах местных исполнителей, выступал с английскими музыкантами. Так что не только в нашей культуре, но и в мировой оставил свой след уникальный русский выдумщик.
— Наша коллекция насчитывает несколько тысяч предметов, — говорит архивист ЦСИ Мария Кудрявцева. — Только картин художников-авангардистов, имеющих прямое отношение к поп-музыке, порядка трехсот. Многие дружили с Курёхиным, участвовали в его концертах, дарили полотна. В числе подарков — даже работы Энди Уорхола, Ребеки Хорн и некоторых других западных мастеров. Благодаря оцифровке у нас появилась возможность и их показать публике.
После смерти музыканта его вдова, а потом и её коллеги по Центру современного искусства продолжали пополнять собрание новыми документами и реликвиями.
«Запустить» онлайн-архив удалось бы, наверное, и раньше, но помешало отсутствие качественного помещения. В начале 2000-х Центру Курёхина передали здание бывшего кинотеатра «Прибой», построенное в середине 1960-х годов и с тех пор ни разу капитально не ремонтированное. Город пообещал провести ремонт — но власть менялась, а дело с мертвой точки не двигалось. Сроки сдачи объекта все отодвигались, сейчас речь идет уже о 2024-м...
Анастасия Курёхина, впрочем, не теряет оптимизма. «Лед наконец тронулся, подрядчик уже есть, заключен госконтракт, — говорит она. — Надеюсь, задержек больше не будет, и через два года наш Центр превратится в современную творческую площадку».
Пока же курёхинцы обитают во временном помещении на Лиговском проспекте. Работа над новым интернет-проектом, ставшая возможным благодаря президентскому гранту, ещё не завершена. Теперь предстоит оцифровать научные работы и статьи, посвященные личности Сергея Курёхина. Огромный пласт искусства андеграунда остается всё еще не познанным.