Реформа образования снова в центре внимания
Реформа образования снова в центре внимания. Политики и общественность спорят об инициативах нового министра, связанных с подходом к истории, ролью ЕГЭ и методикой преподавания. А что думают о происходящих процессах сами педагоги, что их волнует? Об этом наш разговор с Ольгой ЕРШОВОЙ, доцентом кафедры иностранных языков № 1 Центра гуманитарной подготовки РЭУ имени Г.В. Плеханова, кандидатом педагогических наук.
— Ольга Владимировна, на вашей преподавательской практике это уже четвертый министр. Перемены заметны?
— Конечно. Мне импонирует, что новый министр обращает подчеркнутое внимание на личность педагога, на его роль в обществе. Сегодня сложилось отношение к педагогу как к безликому функционеру, оказывающему «образовательные услуги». Новый министр ломает этот стереотип, стремится поднять престиж нашей профессии.
Ведь все понимают, что без образования не поднять экономику, не создать развитую и процветающую страну. Но при этом профессия педагога считается непрестижной, не входит в топовые списки абитуриентов. Отношение к ней в обществе, мягко говоря, прохладное. Причем оно формируется не только сторонними людьми, но и, что самое обидное, самими педагогами.
— Получается, их не интересует авторитет профессии?
— Давайте сразу договоримся о терминах. Часто смешивают «авторитет профессии педагога» и «авторитет педагога». Казалось бы, теряется одно слово, но на самом деле речь об абсолютно разных понятиях. «Профессия педагога» — это неодушевленная категория, своего рода бренд — только не в коммерции, а в государственной сфере. И надо отметить, что в этом направлении работа ведется. В то же время педагог должен заботиться о повышении собственного авторитета, причем с опорой не только на профессиональные компетенции, но и на личностные качества. Это работа не одного дня, сложная и кропотливая.
— Мы помним фильмы про педагогов, которые были яркими личностями. Призываете брать с них пример?
— Да, но не только. Сегодня тот классический образ, который создали Борис Чирков в «Учителе» или Вяче-слав Тихонов в «Доживем до понедельника», остался только в золотом фонде отечественного кинематографа. Трансформируется содержание нашей профессии, изменяются требования, она сама демократизируется. Современный педагог должен быть не только психологом, но еще и юристом, владеть IT-технологиями, создавать электронные и интерактивные пособия. Ну и, само собой, быть творческой личностью.
— А что можно сказать про современных учеников?
— Они стали инфантильны. Этот процесс отмечается повсеместно — от детского сада до университета. Цифровая революция изменила мир ребенка. Повседневное использование гаджетов, компьютерные игры приучают получать готовый результат с минимальными мыслительными затратами. Это дань времени. В педагогике игровые методики всегда применялись в дошкольных учреждениях и младших классах, но в средней и высшей школе игровая составляющая уменьшалась от ступени к ступени. К сожалению, современные школьники и студенты переносят виртуальную реальность в повседневную жизнь, даже на занятиях хотят развлекаться. Но мы с вами знаем, что жизнь — это не только игра, а час-то — совсем не игра. И задача педагога — донести до ученика это понимание.
— Что следует власти предпринять, чтобы профессия педагога снова стала уважаемой?
— Я считаю, что никакие усилия «сверху» не принесут эффекта, пока каждый из нас не сделает для себя необходимые выводы. Ведь профессия педагога такая же древняя, как история человечества, и далеко не всегда ее оценивали по достоинству. Но каково бы ни было отношение власти, настоящий педагог всегда обязан помнить, что он своими руками создает будущее страны — завтрашних инженеров, ученых, министров и президентов. И то, чему мы их сегодня научим, вернется к нам и нашим детям.
— Вы говорите «педагог», а не «учитель» или «преподаватель». Разве есть принципиальная разница?
— Я употребляю термин в широком смысле. Ведь школьный учитель и преподаватель университета, профессор и воспитатель в дошкольном учреждении — это все педагоги, несмотря на разницу в возрастных характеристиках и контингенте учеников. Конечно, работа в вузе, школе и детском саду различаются. Но важно понимать, что это звенья одной цепи, и если где-то происходят изменения, то они отражаются на всех уровнях образовательных учреждений.