Монолог мотогонщицы Анастасии Нифонтовой, покоряющей трассы «Дакара»
В эти дни знаменитый «Дакар» в Аргентине в самом разгаре. Одна из немногих женщин (назвать ее представительницей слабого пола просто язык не поворачивается), участвующих в ралли-марафоне — россиянка Анастасия Нифонтова. Она продолжает гонку, несмотря на тяжелейшие условия, рецидив травмы спины и отказ навигатора. На последнем этапе отважная мотогонщица обошла десятки крепких мужиков, настоящих профессионалов. А накануне отъезда в Южную Америку Анастасия, человек с двумя высшими гуманитарными образованиями, москвичка, бизнесвумен и просто красавица, рассказала «Труду» о своем совсем не дамском увлечении.
Сесть за руль мотоцикла мне страшно хотелось еще в детстве. Каталась на велосипеде, а воображала себя мотогонщицей. Тянуло ощущение скорости. Лет 10 занималась горными лыжами в школе на Воробьевых горах, добралась до юношеской сборной России. Но любовь к мотогонкам оказалась сильнее. Мечта сбылась, когда мне было 14. Приехала с родителями в деревню, а там мотоцикл! Я взмолилась, меня долго инструктировали — и я, представьте, поехала. Родители, конечно, отговаривали, но куда там... Потом и они убедились, что для меня это не блажь. Я зарылась в книжки и журналы о мотоспорте, о гонщиках — и мама с отцом сдались. На 16-й день рождения купили мне мотоцикл «Тула». Правда, с условием: ездить только на даче по полям и проселочным дорогам, на трассы не выезжать.
Водительское удостоверение я получила в 19 лет, вовсю ездила на папиной ГАЗ-24. А права на вождение мотоцикла у меня появились лишь 10 лет спустя. К тому времени имела за плечами солидный опыт выступлений в мотогонках, победы — и вполне обходилась без прав. Но начиная с определенного уровня гонок у гонщиков требуют водительское удостоверение, поскольку маршруты раллийных гонок зачастую проходят по дорогам общего пользования. Пришлось обзаводиться.
Одно из условий, которые поставил мне папа при покупке мотоцикла — чтобы я до винтиков изучила его устройство. Мелкий ремонт делала сама. А сейчас у меня техника сложная, ремонт выполняют профессиональные механики. Но я благодарна отцу за уроки: в гонках всякое бывает, нужно разбираться в технике. Представьте, если мотоцикл сломается посреди пустыни... Как-то на дозаправке мне неправильно прикрутили крышку, пережали патрубок, мотоцикл заглох. Я быстро определила причину, исправила и поехала дальше. Но когда лопнула рама, тут уж только руками развела... Меня с места аварии забрал вертолет, за мотоциклом приехал грузовик, и вечером наши механики занимались сваркой.
Насчет страха... Он появляется в особо экстремальные моменты. С этим чувством не надо смиряться, но и безрассудно бросаться в омут (будь что будет!) тоже нельзя. Страх — важный регулятор, помогающий на уровне инстинкта понять: притормозить или не стоит. Это, кстати, касается и мужчин, и женщин, тут я принципиальной разницы не вижу. Хотя мотоспорт больше привязан к физическим возможностям гонщика, чем автоспорт. Там, где включается «чистая физика», против мужчин бороться нереально. Но мужчинами больше управляет азарт, а женщины чаще включают голову, и это уравновешивает шансы. К тому же парни не так внимательно, как мы, женщины, распределяют свои силы на дистанции. А это важно. Особенно когда надо проехать за пять дней 2000 км.
Недавно на гонке в Марокко мой товарищ по команде Саша Иванютин сломал ногу. Я увидела врачей возле него и: дальше ехала гораздо аккуратней. Но без травм в нашем деле не обойтись. Самая серьезная у меня была год назад на ралли-марафоне Africa Eco Race: я упала и получила компрессионный перелом позвоночника. Лечилась четыре месяца, вроде бы, тьфу-тьфу, зажило, сейчас спина не беспокоит. А трещины и переломы без смещения заживали за две недели, максимум за месяц.
Как бы ты ни готовился к гонке, всего не предусмотреть. Вот и в том случае: была неточность в дорожной книге, на которую я и попалась. А за песчаными кочками и кустами всего не разглядеть. Кстати, после меня на том же злополучном месте свалились еще пятеро гонщиков. Это больно, но чертовски киногенично. Говорю вам как оператор. Я окончила Лингвистический университет (бывший Институт имени Тореза), потом поступила во ВГИК, с 2000 по 2008 годы работала оператором. Все-таки профессия.
В мотогонках организаторы не платят спортсменам, ралли — это вам не теннис. Даже на знаменитом «Дакаре» бьются за имя, за славу, а не за призовые. Раньше я ездила на гонки на свои. Мы с мужем держали мотомагазин, заработанное тратили на поездки. Сейчас являюсь членом автомотоклуба «Московская полиция». Можно не думать о финансовых проблемах, связанных с тренировками, поездками и покупкой экипировки. У меня также имеются спонсоры.
Кругосветки на мотоциклах? Может быть, когда стану постарше. А пока живу гонками, азартом. Да и где бы я все это увидела без ралли — Атакаму, а также пустыни Марокко, Мавритании. Каждая пустыня красива по-своему. В арабских Эмиратах Руб-эль-Хали с огромными дюнами. Песок там кажется живым, потому что ветер перегоняет его. Очень своеобразны пустыни Чили, где я побывала этим летом. Однажды я едва избежала столкновения с громадным верблюдом. Если бы врезалась в него, было бы худо нам обоим. Прошлой зимой в Мавритании на моем пути оказалась козочка... Мне ее было безумно жалко. В Сенегале увернулась от семейства бородавочников. В болотистых местах видела близко стаи фламинго. А на берегу вдруг оживали «бревна», превращались в крокодилов и прыгали в воду — примерно как в Подмосковье прыгают в воду лягушки, когда подходишь к пруду.
Анастасия Нифонтова — победитель Кубка мира (по сумме пяти этапов в разных районах планеты) по кросс-кантри-ралли в женском зачете. Из 150 мужчин заняла 13-е место. С мужем, специалистом по мотоциклам, они в одной команде. Дочке 13 лет, сыну четыре.