Российские диспетчеры не виноваты

Но в Польше отказываются в это верить

Все претензии польской стороны к результатам расследования катастрофы, в которой погиб президент страны Лех Качиньский, безосновательны, уверены эксперты. А доклад МАКа они считают объективным и достоверным.

Международный авиационный комитет (МАК) в среду обнародовал доклад о крушении Ту-154 под Смоленском в апреле 2010 года. В авиакатастрофе погибли польский президент Лех Качиньский и половина высшего руководства страны.

Польские власти остались недовольны результатами доклада. Между тем авиаэксперты — как русские, так и польские — не увидели в нем сколько-нибудь новой информации или подробностей.

Переговорная неразбериха

Глава польского МВД Ежи Миллер заявил, что Польша располагает записями переговоров смоленского диспетчера с тем, который находился в Москве. По информации Миллера, на диспетчеров «оказывалось внешнее давление».

«Действительно, диспетчеры находятся в постоянном контакте, это обычная практика, — подтвердил „Труду“ представитель авиаотрасли, пожелавший остаться неназванным. — Но это лишь производственная связь, не имеющая никакого отношения непосредственно к посадке отдельного самолета».

Бывший заместитель министра Гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов также уверен, что никакого значения переговоры диспетчеров не имеют: «Есть одно неукоснительное правило в международной гражданской авиации: если на высоте принятия решения нет надежного визуального контакта с взлетно-посадочной полосой, командир обязан дать взлетный режим и уйти на второй круг или вовсе на запасной аэродром.

Есть даже несколько жуткая пословица среди пилотов: «Нет земли, нет земли — полный рот земли». Именно на этом этапе, как отмечает Олег Смирнов, из-за непрофессионализма пилотов погибли тысячи людей.

Без оглядкина диспетчеров

Один из аргументов польской стороны в пользу версии о виновности России в катастрофе — диспетчер на военном аэродроме был «обязан» запретить посадку борта из-за плохих погодных условий. Однако по правилам диспетчер не мог этого сделать: в его полномочиях было лишь сообщить о погодных условиях и рекомендовать командиру воздушного судна (КВС) уйти на посадку на запасной аэродром. Что смоленский диспетчер и сделал.

«Никакими документами, регламентирующими работу диспетчеров, не было предусмотрено, что борту Качиньского могли запретить посадку, — говорит „Труду“ представитель авиаотрасли. — Решение всегда остается за командиром воздушного судна, диспетчер же обязан лишь „вести“ самолет».

А Смирнов и вовсе называет действия командира воздушного судна «курсантской ошибкой». «Это системные недостатки летной подготовки, а также нарушение авиационных законов, — уверен эксперт. — Командир с момента запуска двигателей и до их остановки — главный на борту и должен руководствоваться только своими решениями: не важно, кто стоит за спиной и что говорит». Присутствие же посторонних лиц в кабине абсолютно недопустимо: это правило «чистой кабины».

Польша осталась недовольна

Однако польская сторона, хотя и удовлетворена самим фактом расследования, но недовольна получившимися у МАКа результатами и по-прежнему считает, что у диспетчеров была возможность предотвратить катастрофу.

Так, глава МВД Польши Ежи Миллер уверен: диспетчер должен был запретить посадку самолета. Серьезные вопросы у польского министра взывает и исследование, показавшее наличие алкоголя в крови главкома ВВС Анджея Бласика, находившегося против правил в кабине пилота. Миллер также считает, что «россиянам не хватило отваги признать некоторые недостатки», в том числе аэродрома «Северный», куда садился борт Качиньского. В выводе комитета этого нет.

А премьер-министр Польши Дональд Туск считает, что доклад МАКа получился неполным: в него не были включены пожелания польской стороны — около 20–25 уточнений. В то же время Туск отметил, что с учетом этих уточнений доклад может получиться еще более суровым для Польши.

Свою версию доклада польская сторона обещает опубликовать уже в январе.