"Мы набираем "синих воротничков"

Совладелец и председатель совета директоров группы компаний Genser Игорь Пономарев начал создание своего детища в 1991 году. Разработанная им стратегия развития позволила компании занять лидирующие позиции по продажам автомобилей марки Nissan и General Motors не только в России, но и во всем мире.

- Игорь Александрович, сильно ли пострадала компания?

- Да, в октябре-ноябре, впервые за много лет, случился спад продаж иномарок. Но так произошло не только у нас, но и у других дилеров. Кроме того, это не сильно скажется на годовых результатах. Мы весь год шли с опережением рынка, так что на фоне всеобщего спада в ноябре мы остались в плюсе, продав на 5% больше машин, чем за аналогичный период прошлого года. К тому же дилерский бизнес имеет существенный резерв для выживания в тяжелых экономических условиях - это сервис, качество которого должно постоянно расти. А за счет этого будут привлекаться новые клиенты.

- Ваша компания очень плотно сотрудничает с банками, в том числе и по кредитам. Финансовый сектор пострадал больше других. Возникли ли в связи с этим у вас проблемы?

- Некоторые банки отказались финансировать инвестиционные проекты и закупку новых автомобилей. И если с последней проблемой, я надеюсь, нам удастся справиться сообща с нашими партнерами-производителями, то замораживание инвестиционных проектов приведет в будущем к дефициту мощностей по техническому обслуживанию автомобилей.

- А как кризис сказался на зарплате персонала?


- У нас большинство менеджеров работают на сдельной оплате: сколько продал, столько и заработал. За один автомобиль работник может получить от 50 до 75 долларов. Но если он продает и дополнительное оборудование, а также занимается сервисным обслуживанием, его премия вырастает в два-три раза. До октября этого года у нас менеджеры могли заработать и 100 тысяч рублей в месяц. Сейчас они получают примерно 50-60 тысяч.

- Пришлось ли вам сокращать штат и какие категории работников пострадали от этого больше других?

- К сожалению, часть инвестиционных проектов была заморожена, а людей мы уже набрали. С ними и пришлось расстаться.

- Вы уволили тех, для кого просто не нашлось работы. А насколько сократилось число тех, у кого она была?

- Весь штат (в Москве это 1820 человек) сократился примерно на 15%. Кризис расставляет все на свои места, так как требования к персоналу повышаются: те сотрудники, которые им не соответствуют или не хотят развиваться, оказываются неэффективными. Эта ситуация не устраивает ни компанию, ни самих работников, так что расставание в подобных случаях проходит по обоюдному согласию. Нам нужны те, кто будет работать и ценить своего работодателя, а не спустя рукава относиться к своим обязанностям.

- Будут ли еще сокращения?

- Все зависит от того, что произойдет на рынке в начале следующего года. Если исходить из того, что снижение объема продаж не превысит 10%, конечно, никаких увольнений не будет. Если этот показатель доберется до 50%, то мы вряд ли сможем избежать новых увольнений.

Пока мы, наоборот, набираем людей. Сейчас открыто более 150 вакансий. Это связано с тем, что, несмотря на кризис, открываются новые представительства и офисы продаж. Кроме того, нам не хватает так называемых "синих воротничков" - это механики, маляры, другой технический персонал. А менеджеров по продажам у нас даже небольшой переизбыток. Мы предполагаем небольшой спад продаж в начале следующего года, поэтому набор сотрудников на эту позицию временно прекращен, но сокращения уже работающих специалистов не планируются.

- Средний возраст работника у вас чуть меньше 30 лет. Откуда столько молодых специалистов?

- Поставщики кадров для нас - это МАДИ, МАМИ, автомобильный факультет МГИУ, автотехнические факультеты МГТУ им. Баумана, факультет "Технический сервис" МГАУ им. Горячкина и региональные технические университеты и факультеты.

Молодежь после вузов еще не успела пресытиться работой, у многих ребят глаза горят. А наша задача - сделать так, чтобы через год молодой человек без опыта работы стал специалистом.

- Как вы подбираете персонал?


- Мы участвуем в ярмарках вакансий, проводим презентации в профильных вузах (МАМИ, МАДИ и т.д.). Пытаемся найти общий язык с молодыми, рассказать о компании, ее ценностях, истории, целях и планах. А тем, кто приходит на собеседование, стараемся подобрать ту работу, на которой начинающий специалист мог бы максимально реализовать свой потенциал.

- Стали ли вы уделять больше внимания сервису и обслуживанию каждого клиента?

- Несколько лет назад, обсуждая в очередной раз тему "как сделать так, чтобы клиенты были довольны", мы осознали гениальную простоту известной всем истины: лучше всех о том, что нужно клиенту, расскажет только он сам, если, конечно, его об этом спросят. И решили создать собственную службу, которая могла бы собирать впечатления, жалобы и предложения тех, кто купил у нас автомобиль или забрал его из сервиса. Начинали работать по наитию, а сегодня списки вопросов составляют профессионалы-психологи, учитывающие множество факторов. Все замечания, жалобы, просьбы или предложения мы берем во внимание и анализируем. Наши менеджеры иногда в шутку называют эту службу "отдел по борьбе с персоналом", ведь полученные в ходе опросов мнения клиентов влияют на размер их заработной платы.

Резюме

Игорь Пономарев, совладелец и председатель совета директоров группы компаний Genser

Родился в 1965 году в Кишиневе

Образование: МГТУ им. Баумана

Предыдущие места работы: с 1992 по 2007 год занимал должность финансового директора группы компаний Genser

Фокус "Труда"

Автодилеры и кризис


Из-за кризиса у автодилеров существенно упали продажи автомобилей. Снижение продаж вынудило их сократить заказы машин на заводах в среднем на 20% по сравнению с январем 2008 года. Кроме того, пришлось уволить многих сотрудников, а оставшимся - урезать заработную плату. Например, "Ауди центр Таганка" сократил 15% персонала, петербургский "Аларм моторс" планировал уволить 10% сотрудников, а остальным уменьшить оклад на 10%. Экономить приходится и на рекламе: если за первые восемь месяцев прошлого года дилеры потратили на продвижение автомашин около 9 млрд. рублей, то теперь, по оценкам специалистов, эта цифра упадет до 3-4 млрд. рублей. Заморозить пришлось также и инвестпрограммы: например, холдниг "Атлант-М" сократил свои пятилетние планы по строительству новых салонов вдвое - до 200 млн. долларов.