В Америке разворачивается предоскаровская лихорадка. Хотя вручение вожделенных статуэток
В Америке разворачивается предоскаровская лихорадка. Хотя вручение вожделенных статуэток состоится только 27 февраля, уже вовсю плетутся изощренные интриги, строятся прогнозы, называются имена возможных победителей. На этот счет у простых зрителей и у кинематографистов, по традиции, существуют разные предпочтения.
Так, национальное общество кинокритиков США, куда входит около 60 "акул пера", назвало лучшие, по их мнению, фильмы 2004 года. Безусловным лидером здесь оказалась лента "Девушка на миллион долларов", которую снял ветеран Голливуда, культовая фигура американского кино Клинт Иствуд. Эта лента вышла в американский прокат лишь 17 декабря и сразу возглавила предоскаровскую гонку. Помимо выдающихся достоинств всего фильма, критики особо выделили актерскую работу Хилари Суонк, которая так ярко и темпераментно сыграла девушку, мечтающую стать боксером, что переиграла самого Иствуда, снявшегося в главной мужской роли. Комедия Александра Пэйна "Окольные пути" и любовная драма Ричарда Линклейтера "Перед рассветом" заняли, соответственно, второе и третье места в критических предпочтениях.
Как водится, рядовые зрители голосуют (в том числе и рублем, то бишь долларом) совсем за другие фильмы. По результатам "всенародного" голосования в Интернете, в котором на днях приняли участие миллионы американцев, лучшим фильмом признан документальный антибушевский памфлет " 9/11 по Фаренгейту" в режиссуре Майкла Мура. И это несмотря на вполне убедительную победу Джорджа Буша на недавних выборах. Тут есть над чем задуматься аналитикам из Белого дома. Сам Майкл Мур, смешной толстяк в круглых очках, сказал, что он воспринимает эту награду как приглашение снимать новые фильмы, подобные "Фаренгейту". Чем он, собственно говоря, и занят сегодня: как известно, Мур работает над еще одним антибушевским фильмом, в котором обещает расследовать новые прегрешения американского президента.
Обладателем премии "Выбор народа" в жанре драмы стал фильм "Страсти Христовы", показ которого в США и во всем мире сопровождался дискуссиями, а то и скандалами. В частности, протест против демонстрации фильма выразил в свое время ряд еврейских общин, что не помешало яростному и не вполне политкорректному творению Мэла Гибсона собрать рекордные кассовые показатели во всем мире, включая Россию. В отличие, скажем, от того же "Фаренгейта", который прошел в России на удивление вяло: документальное кино, напрочь изгнанное у нас с больших и малых экранов, российские зрители, увы, смотреть разучились. Чего не скажешь о мультипликационной комедии "Шрек-2", которая и в России прошла на ура, и в Америке получила приз "Выбор народа".
Каков в этой ситуации будет выбор американских киноакадемиков на предстоящей оскаровской церемонии? Как известно, они отличаются чрезмерной политической консервативностью. Так что выбор народа, то есть фильмы "Страсти Христовы" и "Фаренгейт", академики, скорее всего, блистательно проигнорируют. А вот Клинт Иствуд, отмеченный критиками, имеет все шансы взять реванш за прошлогоднее поражение: его мистический психотриллер "Таинственная река" тогда был явно недооценен киноакадемиками. Так что у 75-летнего мэтра есть все шансы поставить яркий восклицательный знак в конце своей карьеры. Если, конечно, в дело не вмешается еще один ветеран Голливуда Мартин Скорсезе с масштабным и дорогостоящим фильмом "Авиатор", который рассказывает о миллионере Говарде Хьюзе. Академики страсть как любят фильмы-биографии о знаменитых людях, "сделавших себя сами". Да и пресса у фильма неплохая. Так что между двумя корифеями американского кино борьба предстоит не на шутку.
Что касается самой интересной для нас номинации - "Лучший иностранный фильм года", то в ней представлено 49 картин. Фаворитами здесь считаются фильмы "Никто не знает", "Дом летающих кинжалов", "Море внутри"", "Пять препятствий", "5х2". Эти ленты, созданные крупнейшими мастерами современного кино, среди которых, в частности, китаец Чжан Имоу, датчанин Ларс фон Триер, француз Франсуа Озон, уже прогремели в Канне, Венеции, Берлине. Так что у нашего "Ночного дозора", не засветившегося ни на одном серьезном кинофестивале, шансы на вожделенную оскаровскую статуэтку весьма призрачны...