ПО ОТЦОВСКОЙ ЛИНИИ

В свое время Гейдар Алиев в условиях перестройки сумел воспользоваться новой силой - национально-демократическим движением - для возвращения к власти, и в результате "смог стать лидером эпохи демократизации". Так писала недавно одна из московских газет. С этим выводом трудно не согласиться. Но даже эта трансформация блекнет по сравнению с чудом политического воскрешения бессменного руководителя, которое ныне наблюдается в Баку.

Вопреки многочисленным слухам "из достоверных источников" новый Алиев - Ильхам - не произвел за прошедший год каких-либо серьезных перестановок в правящей вертикали. На командных высотах остаются представители старой гвардии. Новый президент положил конец всем разговорам о противостоянии поколений, публично поблагодарив всех членов команды, доставшейся ему от отца, за верную службу, "преданность делу Гейдара Алиева". Продолжилось потепление отношений с Москвой. И. Алиев не раз и не два появлялся в обществе российского президента Владимира Путина. Азербайджан продолжает без особых помех двигаться разработанным курсом "лавирования" между Россией и США, не упуская из виду и возросшее влияние на кавказские дела Евросоюза.
Недавно появились и признаки восстановления отношений с Ираном. В Баку зачастили иранские силовики - глава разведки ИРИ Али Юниси, министр обороны Али Шамхани. В посольстве ИРИ в Баку сообщили журналистам удивившую всех новость: в Тегеране "с нетерпением ждут визита президента АР Ильхама Алиева". Кое-кто склонен видеть в новом азербайджано-иранском дуэте неожиданный поворот во внешнеполитическом курсе. Однако припоминается, что точно такие же повороты, и не раз, имели место при старшем Алиеве. Помня о планах Вашингтона в отношении Тегерана, многоопытный Г.Алиев с помощью активности на иранском направлении "давил" на американцев, добиваясь для себя дипломатических дивидендов. Заодно укреплял свои позиции в исламском мире и в азербайджанском обществе, по-особому относящемся к южному соседу, где проживает, по разным подсчетам, от 25 до 30 миллионов азербайджанцев.
Словом, младшему Алиеву удается не без успеха применять политические технологии, оставленные ему в наследство отцом. Присутствие Г. Алиева в Баку ощущается буквально на каждом шагу. Гейдар Алиевич, как всегда, с улыбкой встречает гостей столицы прямо в аэропорту и сопровождает их на протяжении всей поездки по солнечной республике. Портретов и изречений патриарха с уходом его из жизни отнюдь не поубавилось, а даже прибавилось. Год назад, когда парламент - милли меджлис - бурно дискутировал, как наилучшим образом увековечить память самого долговечного руководителя республики, Ильхам Алиев предупредил, что хорошо бы в этом деле соблюсти меру и не особенно увлекаться изменением топонимики и воздвижением памятников.
Первый памятник Гейдару Алиеву был поставлен еще при жизни, на его родине - Нахичеване. В соответствии с существовавшим в СССР положением о звании Героя Социалистического Труда его бюст, как дважды удостоившегося этой награды, был установлен на центральной площади города. В этом плане после смерти ему удалось достичь куда более впечатляющих результатов - за последний год памятники общенациональному лидеру появились в России, Молдавии, Украине и даже в Румынии. В Баку пока наиболее грандиозное скульптурное изображение лидера установлено на его могиле. Но уже расчищается место на площади перед Дворцом его имени, где намечено установить многометровую статую, своеобразный азербайджанский символ эпохи свободы и демократии. Образ бессменного руководителя продолжает "бронзоветь" - бюсты и изваяния в натуральную величину появились в ряде других городов и районов.
Гейдар Алиев остался в памятниках, площадях, дворцах, кораблях и других, как говорил поэт, добрых делах. Будь патриарх жив сейчас, то непременно наградил бы популярного актера Фуада Поладова каким-нибудь орденом или премией. Нет, не за воплощение образа общенационального лидера в кино, а за отказ исполнить эту роль. История о том, что произошло на съемочной площадке телефильма "Сумерки империи", снятой в Петербурге по заказу ОРТ, заслуживает изложения. Как рассказал сам актер корреспонденту "Труда", получив приглашение от режиссера В. Снежкина сняться в роли члена Политбюро Гейдара Алиева, он никак не мог познакомиться со сценарием. Актер насторожился, а после встречи с гримером вовсе удивился. "Единственный член Политбюро, которого не надо гримировать", - воскликнула гримерша при виде Поладова. Удивляться было чему, ибо Поладов так же похож на Гейдара Алиева, как, скажем, Евгений Винокур на Ленина. Первый же эпизод, где его герой появляется на даче Брежнева, и вовсе поверг в уныние актера. Генсек, пристреливший на охоте кабана, распоряжается разделать тушу и раздать ее ближайшим соратникам. Когда егерь сообщает, что Алиеву не хватило куска кабанины, генсек со смешком прошамкал: "Этому можно подарить и свинину!".
- Поднести мусульманину свинину - значит оскорбить его, в отношении же выдающегося азербайджанца это больше чем оскорбление, - рассуждает Ф. Поладов.
Но отказаться от заманчивого предложения его вынудил не только плоский юмор об охотничьем трофее Брежнева.
- Любая попытка воссоздания на экране политического прошлого должна соответствовать исторической правде. Здесь же прочитывалось откровенное желание авторов будущей картины выставить в карикатурном виде не только героев, но и саму ушедшую в прошлое жизнь.
Сейчас то и дело на голубом экране возникает образ усатого, надрывающегося от кашля и попивающего боржоми больного грузина, претендующего называться Сталиным. Я отнюдь не сталинист, но при виде этого маразматика, мне хочется спросить у автора, как же этот хилый старикашка на равных, а то и превосходя партнеров, смог вести долгие, напряженные переговоры с Рузвельтом и Черчиллем и с успехом отстаивать интересы руководимого им государства.
Словом, не пожелал один известный азербайджанец выставить в смешном виде другого, еще более знаменитого азербайджанца. И не надо объяснение данному факту искать в ментальных премудростях народа. Ответ такому поведению общества давно дала механика - всякое действие рождает противодействие. Не плюйте в прошлое, не делайте из личности карлика, дабы не провоцировать культ личности.