А перед этим спецгруппа французской контрразведки провела молниеносную операцию в предместье Лиона Венисье, где в основном проживают семьи с североафриканскими корнями. Ее основной удар был направлен на блочную башню под номером 63 по бульвару Ленина, где проживал 59-летний имам Шелали Беншелали с родственниками.
Все они были арестованы по делу так называемой "чеченской ячейки". В эту группу входили исламисты французского происхождения, которые в разное время проходили подготовку в чеченских лагерях в Панкисском ущелье в Грузии, а также, по некоторым сведениям, принимали участие в боевых вылазках банд Басаева. Ячейка была разгромлена (правда, как показывают нынешние события, не полностью) еще в декабре 2002 года. Тогда полиции удалось взять с поличным нескольких человек, среди них был и сын имама Беншелали - Менад, которые, по агентурным данным, планировали совершить террористический акт против посольства России в Париже. Менад, как полагают, побывал и в Чечне, где контактировал с известными представителями "Аль-Каиды" Абу Хафсом и Адан Муххамад Садыком.
Следователи обнаружили на конспиративных квартирах в предместьях французской столицы Курневе и Роменвиле газовые баллоны со взрывателями. Благодаря документам, которые были в январе 2003 года переданы англичанам, Скотленд-Ярд провел облаву на фундаменталистов, собиравшихся в мечети на лондонской Финсбери-парк. Британская полиция также надела наручники на двух активных бойцов "джихада", обладателей подробной инструкции по производству отравляющего вещества - рицина.
В ходе допросов, которые сейчас проводят следователи в парижском Дворце правосудия, выяснилось, что Менад вплоть до своего ареста год тому назад производил в доме родителей манипуляции с химическими препаратами с целью производства отравляющих веществ. По сведениям одного из ныне задержанных, он прошел специальную подготовку по производству и применению отравляющих веществ (ОВ) в Афганистане и неоднократно в кругу близких заявлял о готовности пустить в ход рицин и токсины ботулизма. Как сознался имам, он "был в курсе" действий Менада, а другие члены семьи приобретали необходимые компоненты, в частности, рициновое масло. Среди арестованных в Венисье оказался также молодой фармацевт, который сознался на допросах в том, что после прошлогоднего разгрома "чеченской ячейки" успел уничтожить жесткий диск компьютера Менада, на котором были записаны рецепты ОВ.
Другой сын имама - Мурад уже успел повоевать в рядах талибов в Афганистане, где был пойман американцами и заключен в тюрьму на военной базе США в Гуантанамо.
Здесь мало кто сомневается в том, что вдохновителем Менада и Мурада был их отец. Имам давно уже на заметке у местных контрразведчиков. В середине 90-х он был задержан в Хорватии, где, по его словам, находился с "гуманитарной миссией" - сопровождал груз медикаментов для "братьев по вере". В последние четыре года занимался сбором средств "в поддержку Чечни": документально установлен факт перевода им в 2002 году трех тысяч долларов в тбилисское отделение "Вестерн юнион"... Он неоднократно выезжал в составе "интернациональных мусульманских бригад" на Балканы, когда там полыхала война, собирал и отправлял деньги чеченским сепаратистам, прокручивал пропагандистские ленты, в которых они всячески прославляются, и подбивал местных парней - выходцев из Магриба - отправиться на Кавказ на борьбу с "неверными".