ДОМАШНИЙ ПРИЮТ ХУДОЖНИКА

Скульптор Юрий Злотя хотел, кажется, одного - чтобы великий художник был как можно ближе к людям. Такое впечатление, что он, Суриков, только что спустился с крыльца родного дома, прошелся по двору и просто присел отдохнуть. Еще не старый, но немного уставший человек смотрит куда-то вдаль, а может, как раз наоборот - его взгляд направлен в себя. И опущены, расслаблены натруженные руки.

Похожие фотографии художника - со шляпой, снятой с головы и повисшей на кончиках пальцев, отдыхающего, вдыхающего воздух своей родины, - сохранились в музее. Здесь давно хотели, чтобы именно такой Суриков встречал гостей усадьбы, когда они открывают старые деревянные ворота и попадают совсем в другой мир. Из центра современного, шумного города - в тихий провинциальный Красноярск позапрошлого века. С 1948 года сотрудники музея упорно восстанавливали шаг за шагом эту ушедшую атмосферу - дом, флигель, амбар, дощатые тротуары, высокий забор. Не хватало только... самого Василия Ивановича.
- В том же 48-м, когда наш музей открывался, - рассказывает директор Людмила Греченко, - здесь был установлен и бюст Сурикова работы скульптора Георгия Лаврова. Он был сделан из временного материала - гипса, бетона, и сколько мы его ни подкрашивали и ни подмазывали, просто рассыпался. Теперь его отреставрируют и перенесут в художественный музей. А нам хотелось видеть художника более человечным, чтобы люди, которые сюда приходят, встречались с ним, как с живым. Мы ведь знаем, какую роль для него играла Сибирь, его родной дом, как он все это любил. В последний свой приезд в 1914 году в кругу друзей Василий Иванович говорил, что думает поселиться здесь навсегда. Но планам не суждено было сбыться: через два года он умер.
На том, что усадьбе нужен новый памятник, настаивала и внучка художника - Наталья Петровна Кончаловская. Она не раз обращалась с письмами во всевозможные инстанции (эти послания сейчас тоже хранятся в музее). Но десятилетия дело не двигалось - вплоть до 2000 года. И свершилось долгожданное событие, можно сказать, по чистой случайности.
Сразу после празднования 150-летия со дня рождения Сурикова, в 98-м, был объявлен всероссийский конкурс на памятник художнику в Красноярске - его должны были установить на одной из центральных улиц. А в 2000-м, когда подводились итоги, здесь состоялась выездная сессия Академии художеств. Увы, жюри во главе с правнуком художника Никитой Михалковым так тогда ничего и не выбрало. Конкурс решено было продолжить, и чем он закончился, до сих пор неизвестно. Зато музею-усадьбе нечаянно повезло - среди представленных проектов нашелся такой, который сюда будто просился. Он не годился для центра города, зато отлично вписывался в старинный уголок. Не сговариваясь, взгляд на него положили и Никита Сергеевич, и директор Людмила Павловна.
- Когда я увидела этот проект, - говорит Людмила Греченко, - я сразу сказала: он должен стоять у нас. И пока жюри заседало, я ходила вокруг да около и очень переживала. До этого с Никитой Сергеевичем мне увидеться не удалось, и я все думала, как бы ему мое пожелание передать, ведь с музеем его связывают давние отношения. И тут вдруг открывается дверь, выходит жюри, Михалков мне машет рукой и говорит: "Я сказал, как ты!" У меня сразу от сердца отлегло.
А дальше все пошло как по маслу. Министерство культуры решение жюри поддержало. Часть денег давала Москва, часть выделялась из краевого бюджета. И уже осенью 2002 года памятник скульптора Юрия Злоти был доставлен в Красноярск. Держать его в ящике до официального открытия, которое состоится 24 января, в день 155-летия Василия Сурикова, посчитали делом грешным - и установили на временный постамент. А постоянный, изготовленный на Урале из темно-красного гранита, тоже уже готов - скоро подъедет.
На юбилей соберется много гостей и обязательно - Никита Михалков. Дочери Сурикова, Ольга и Елена, за этот дом очень радели, еще когда никакого музея не было, - на работах отца оставляли дарственные надписи. Пеклись об усадьбе и Наталья Кончаловская, и Никита Сергеевич, последний их дар - "Голова Марии" к картине "Благовещенье". А весной, после похорон внука художника Михаила Петровича Кончаловского и следом - его жены Эсперансы, Людмила Греченко привезла подарки, которые в Красноярске пока никто не видел. Акварель с видом могилы любимой жены художника - Елизаветы Августовны, фартучек, который для старшей дочери Сурикова Оли вышивала еще его мать, Прасковья Федоровна, и Олины детские туфельки. Эти новые экспонаты займут свое место на юбилейной выставке.
А пока и Людмила Павловна Греченко, и другие сотрудницы музея ходят вокруг памятника по нескольку раз на дню - им все кажется, что он живой, дышит.