Документы такого рода в любом государстве разрабатываются подолгу и носят фундаментальный характер. Заняться их переработкой могут заставить лишь политические изменения принципиального рода. Что же такого, по мнению авторов обновленной концепции, произошло за два минувших года? С этим вопросом "Труд" обратился в Совет безопасности РФ.
- Таких обстоятельств главным образом два, - сообщил пресс-секретарь аппарата Совбеза Владимир Никаноров. - В области внутренней политики это прежде всего те процессы, которые в минувшем году выплеснулись на поверхность в Дагестане и в Чечне, отозвались эхом преступных взрывов в Москве, Волгодонске и Буйнакске. Речь идет о резком усилении активности террористических бандитских формирований, нашедших пристанище в самопровозглашенной Ичкерии. Заметно активизировался международный терроризм, сосредоточивший свои усилия на российском Северном Кавказе с далеко идущими экономическими и политическими целями.
Перемены ситуации во внешнеполитической сфере связаны с вооруженным вмешательством НАТО в югославский кризис. Теперь налицо стремление определенных сил к созданию однополярного мира во главе с США и другими странами НАТО. Их претензии на роль единоличных вершителей судеб Европы и других континентов, попытки игнорировать при этом роль Совета Безопасности ООН и ОБСЕ существенным образом сказываются на международной безопасности.
Каким же образом все это теперь учтено в концепции? Россия будет способствовать формированию идеологии многополярного мира на основе укрепления экономических и политических позиций государств и их интеграционных изменений, совершенствованию механизмов многостороннего управления международными процессами, в первую очередь под эгидой Совета Безопасности ООН.
В предотвращении войн и военных конфликтов, как и раньше, предпочтение отдается политическим, дипломатическим, экономическим средствам. Однако, подчеркивается в документе, "национальные интересы РФ требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи".
Пожалуй, именно в этом пункте реализаторов концепции ожидают наибольшие сложности. Восстановление Вооруженных Сил, основательно разрушенных в 90-е годы, потребует финансов, которых у страны в ближайшее время не предвидится. И как-то не очень оптимистично прозвучало даже вроде бы радостное сообщение министра обороны маршала Игоря Сергеева о том, что в 2000 году на государственные испытания выйдет около 180 новейших образцов вооружений и военной техники, а еще около 150 образцов будет подготовлено к выходу на госиспытания.
Как откровенно тут же признался сам Игорь Дмитриевич, почти все это - старые заделы, "советское наследство", что уже в общем-то "проедено". Закрывать же научно-исследовательские работы оказалось дороже, чем продолжать их. В итоге армия, скорее всего, в нынешнем году получит прекрасные образцы оружия и техники. Но в серию они пойдут еще не скоро или вообще навечно пополнят пыльные полки музея отечественной бесхозяйственности. Вот и реализуй тут концепцию... Кстати, уровень оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил РФ оценен в ней как "критически низкий".
Похоже, определенные надежды концепция дает военным летчикам и морякам. В документе сказано, что национальные интересы России предопределяют необходимость нашего военного присутствия в стратегически важных регионах мира.
Еще новости. Впервые в концепцию включен пункт об опасности информационных войн. А проблема организованной преступности, как пояснил секретарь Совбеза Сергей Иванов, отныне трактуется не как чисто уголовная, а как политическая проблема.
Изменения внесены и в ряд других направлений, касающихся национальной безопасности в сфере экологии, здравоохранения и других.
Теперь, видимо, ничто не мешает России, опираясь на эту концепцию, обзавестись наконец и военной доктриной. По сведениям из Минобороны, и этот документ будет готов к концу января или к началу февраля.