В Москву привезли постановку «Палата № 6» Льва Додина – о равнодушии, которое убивает
В рамках внеконкурсной программы фестиваля «Уроки режиссуры» из питерского Малого драматического театра – Театра Европы в Москву привезли «Палату № 6». Спектакль, который Лев Додин поставил в этом году к своему 80-летию, показали в Театре Наций. Поразительно и грустно, насколько чеховское произведение до сих пор актуально.
Ну не странно ли: в медицине череда научных открытий, а больные продолжают умирать от формального к ним отношения? Такие сообщения возникают на информационных лентах едва ли не ежедневно. О том, что равнодушие смертельно опасно, говорит и этот спектакль Льва Додина.
На сцене все и просто, и величественно. Действие начинается с того, что за большой кованой оградой, отделяющей сцену от зала, стоят, вцепившись в прутья, и тоскливо смотрят на публику пятеро мужчин в разномастной одежде, шапочках и шарфах. В декорациях и в костюмах чувствуется питерский колорит, хотя у Чехова действие происходит в провинции.
Решетка декоративна, но для больных это хуже тюрьмы. Все действие так и происходит за прутьями ограды, за ними дворик и желтая стена. И только доктор Рагин (Сергей Курышев), как человек свободный, является со стороны зрительного зала.
Спектакль строится на диалоге врача с интеллигентным пациентом – бывшим судебном приставом Громовым (Игорь Черневич). Мания преследования развилась у этого человека после того, как его семья осталась без средств, а на улице его воображение поразили арестанты в кандалах. И все-таки Громов сохраняет трезвый взгляд на вещи. Без вины виноватый, он вынужден влачить пожизненное существование в палате, обитателей которой не считают за людей. Их жизнь – как мелодия шарманки, рефреном проходящая через весь спектакль. Мотив спустя несколько повторений просто невыносим.
Правда, доктор Рагин этого не чувствует. Он никогда не испытывал ни боли, ни душевных страданий. Утешает себя нехитрой мыслью: вот Диоген жил в бочке – и был вполне счастлив. Демагогия как лекарство от душевной слепоты... Рагин элегантен в меховой шапке и пальто с таким же воротником. А у людей за решеткой и одежда сера, и ванны, в которых их лечат, в пятнах ржавчины. Почти Диогеновы бочки, только счастья нет.
Впрочем, у Рагина всему найдутся объяснения. Вот, например: «Раз существуют тюрьмы и сумасшедшие дома, то должен же в них кто-нибудь сидеть в них. Не вы – так я, не я – так кто-нибудь третий». А служанку врача с ласковым именем Дарьюшка (Татьяна Рассказова) больше волнует то, что доктор запаздывает пить свое пиво, чем отказ принимать ребенка с больным горлом.
Однако такое равнодушие Рагина губительно не только для окружающих, но и для самого себя. Попав в ту же злосчастную палату № 6 уже не как доктор, а как душевнобольной, он не может долго протянуть. От условий, в которых годами мучаются его пациенты, умрет очень скоро. Лицо за решеткой, тускнеющий луч света – последнее, что видят зрители. И это еще долго остается в памяти как напоминание о тех, кто страдает от равнодушия и жестокости ближних. И во времена Чехова, и сейчас.