Именно так поступить со сферой услуг предложил глава сервиса по поиску работы SuperJob Алексей Захаров
«Сфера услуг в России развивается опережающим образом, она на себя затягивает огромное количество кадров. Надо придушить сферу услуг, потому что ни одна страна такого себе позволить не может», — заявил один из медийных экспертов рынка труда, глава сервиса по поиску работы SuperJob Алексей Захаров. И тем самым проявил полную некомпетентность.
Господин Захаров, видимо, не знает, что в западных странах ВВП уже много лет растет в основном именно за счет доли услуг. К примеру, в Великобритании она составляет 71%, а в США — 75%. Для сравнения: в России этот показатель пока дорос лишь до 54%. А ведущий в стране специалист по кадрам предлагает все это отправить на свалку? Но тогда в принципе надо отменить в стране рыночную экономику, которая норовит развивать то, что выгодно, за что готов платить не только бюджет, но прежде всего граждане.
Кстати, в итоговых исследованиях самого SuperJob за уходящий, 2024 год зафиксировано: «Конкуренцию за кадры пока выигрывает сфера услуг, зарплаты растут быстрее инфляции, набирает обороты тренд на удержание персонала...» Кого же именно намерен «душить» Захаров: парикмахеров или инструкторов фитнеса, поваров, шоферов, сантехников или переводчиков с иностранных языков (например, с китайского)?
Тем временем в строительной отрасли России действительно не хватает миллиона работников (оценка министра Ирека Файзуллина), а в сфере ЖКХ дефицит составляет 100 тысяч. Но именно из этих сфер идет активный отток рабочих кадров — прежде всего в таксисты и курьеры. Как показывают исследования «Ромира», у этого явления три общие причины: 38% — из-за низких зарплат, 30% — из-за отсутствия гибкого графика, 20% — из-за сложных условий труда. И лишь 18% объяснили уход «прочими причинами».
Но посмотрим на другую сторону медали. И выясним, что в строительстве текучка кадров наблюдается лишь среди подсобников «подай — принеси», а высококвалифицированные монтажники, сварщики, крановщики увольняются крайне редко, по очень уважительным причинам. И если нынешний дефицит бетонщиков и арматурщиков даже на «рядовых» стройках оценивается как минимум в 40%, то сварщиков и каменщиков — лишь в 12%, а на приоритетных объектах — вдвое-втрое ниже. Кстати, там и зарплаты заметно выше.
Но вот беда: квалифицированных строителей в стране немного, и виной всему «каменный век», в котором пребывает отрасль. Из-за чего, как заявляет вице-премьер Марат Хуснуллин, «производительность труда нашего среднего строителя в 2-3 раза ниже иностранного и в 5-6 раз ниже, чем в Америке».
По его словам, это во многом происходит из-за пробелов в механизации и автоматизации строительных процессов. «Мы валом за счет массовости достигаем результатов, но нам нужно повышать качество управления, производительность», — признает Хуснуллин.
Теперь подсчитаем: в России 7 млн строителей. Если бы они трудились с «иностранной производительностью», потребовались бы лишь 3-4 млн, а с американской — не более 1,5 млн. Остальные лишние. Но сегодня в планах Минстроя другие ориентиры. До 2030 года в отрасль планируется привлечь к нынешней численности еще до 400 тысяч человек. Где их взять? «Лишних» рабочих рук в стране нет, а с недавних пор приезжающие в Россию на заработки иностранцы неохотно идут на стройки. Мигранты потянулись в курьеры, водители, складские работники. Тут хорошо платят: к примеру, доход курьеров в уходящем году превысил 110 тысяч рублей в месяц. А у водителей-курьеров заработки составляют 200 тысяч и выше.
Тем временем Марат Хуснуллин мечтательно заявляет, что в будущем строитель станет образованным специалистом с высоким интеллектом и заработком. «Это человек, владеющий пониманием информационных технологий, хотя бы минимальным уровнем. Это не просто мигрант на стройке с мешком на плече». Эти бы слова да молодежи в уши! Сегодня в России в 3,6 тысячи учебных заведений среднего профобразования на рабочие строительные специальности учатся более 3,3 млн студентов. Но после выпуска лишь 41% новоиспеченных техников остаются в отрасли, остальные сбегают в другие сферы. Их можно понять: по разным оценкам, средняя зарплата выпускника колледжа по специальности «строительство и эксплуатация зданий и сооружений» составляет от 22 тысяч до 67 тысяч рублей. С курьерскими деньгами не сравнить.
Кстати, в Германии зарплата инженера-строителя начинается с 2,3 тысячи евро после выплаты налогов, в США — 70-80 тысяч долларов в год. Очень неплохо там получают и работники ЖКХ: в Германии — 5-7 тысяч евро в месяц (до вычета налогов), в США у сантехника — 5,6 тысячи долларов. И текучесть кадров там практически нулевая — в сферу услуг и в курьеры не переходят. Средняя зарплата маникюрщицы в Германии составляет 1-2 тысячи евро в месяц, а курьера — 10-15 евро в час. В США средняя зарплата мастеров маникюра превышает 31 тысячу долларов в год, курьеру платят 25 долларов за час...
С производительностью труда и с зарплатами в нашей стране неблагополучно не только в строительстве. Как рассказал партнер «S+Консалтинг» Алексей Нестеренко, в целом по стране производительность труда составляет около 30 тысяч долларов на человека в год, в Германии — втрое выше, а в США — впятеро! Но есть и чем похвастаться: темпы роста производительности труда в России выше, чем у конкурентов: в 2008-2021 годах российская производительность труда росла в среднем на 1,6% ежегодно, а в 2017-2019-м — на 2,8%. В США средний показатель тогда же составлял 1,4% и 1,3% соответственно, в Германии — 0,2% и 0,1%. Однако за предыдущие годы конкуренты так далеко убежали вперед, а мы так сильно отстали, что при сохранении нынешних темпов роста для достижения уровня Германии нам потребуется полвека, а США — 120 лет. Вот и попробуй догони...
Между тем повышать производительность труда — это не значит больше работать. Работают россияне и без того много: большинство в найме с полной занятостью пашут 45 часов в неделю. Это на 5 часов больше стандарта трудового законодательства — 40 часов в неделю. В США трудовые нормы аналогичные, и госслужащим запрещено работать свыше 40 часов в неделю, хотя в частном секторе работодателям позволено превышать. Тем не менее средняя рабочая неделя занятых на частных предприятиях составляет 38,7 часа. Да, все познается в сравнении. Жители Камбоджи в среднем работают 47 часов в неделю, а жители Швейцарии — 30. Однако по заработкам и уровню жизни это небо и земля, ведь производительность труда высчитывается не по отработанному времени, а по стоимости произведенного продукта. А потому сборщик часов в Берне или Женеве или конструктор «Боинга» в США получат за свой труд гораздо больше, чем камбоджийский рыбак или норильский плавильщик никеля.
В нашей стране имеется и малый бизнес, в нем заняты 30 млн человек из 74 млн работающих граждан. Но около 37% их занято в торговле, 12,5% — в сфере транспорта и логистики, около 12% — в строительстве и недвижимости. И лишь 7,8% заняты научно-технической и консультационной деятельностью. Хотя «российские мозги» всегда считались одними из лучших и продуктивных в мире. С американской экономикой нас здесь лучше не сравнивать: по данным на 2024 год, в США к малым предприятиям относятся 33,3 млн компаний, или 99,9% всех предприятий в стране. Представляете, какая среди них конкуренция?!
Параллели
Есть в России отрасль с относительно низкой текучестью кадров — это чиновничья служба. Как сообщает Центр трудовых исследований Высшей школы экономики, за прошлый год в целом по стране текучесть кадров достигла рекордного уровня за последние 30 лет: работу сменили треть россиян. Зато в органах государственного и муниципального управления показатель остался прежним — 13%. Несмотря на очень скромные заработки среднего слоя чиновничества, им даже парикмахеры не позавидуют.
Однако не место красит человека, а порой наоборот. В Курской области новый губернатор Александр Хинштейн на четвертый день уволил некоего Игоря Грабина — заместителя гендиректора «Корпорации развития Курской области», которая отвечала за строительство укреплений. Правоохранительные органы выяснили, что Грабин заключил липовый договор и оплатил коммерческой организации работы по возведению фортификационных сооружений на приграничной территории. Но фокус состоял в том, что все эти работы еще раньше были выполнены другим подрядчиком и оплачены курской властью. Ущерб бюджету превысил 173 млн рублей, которые теперь ищет следствие. Так что не окладом единым богатеет российский чиновник...