Мошенничество на триллион рублей

Воровство с использованием интернет-технологий превратилось в России в национальную катастрофу. Но власти не торопятся признавать ее масштаб

Пару дней назад ФСБ отчиталась о разгроме нескольких кол-центров, работавших на международную мошенническую сеть, якобы возглавляемую экс-министром обороны Грузии Давидом Кезерашвили. Доход проходимцев составлял миллион долларов в день. Сколько из них приходится на «российский сегмент рынка», не сообщается. Да и вряд ли кто-то точно может назвать масштабы гигантского мошенничества, развернувшегося на просторах России.

На прошлой неделе на форуме «АнтиФрод» должностные лица наперебой смаковали тему, сколько все же денег умыкнули мошенники у россиян. По данным Следственного комитета РФ, за девять месяцев текущего года цифра достигла 150 млрд рублей. Зафиксировано 353 тысячи мошеннических действий в сфере информационно-коммуникационных преступлений, в том числе 77 тысяч случаев краж с банковских счетов. А общее число преступлений в сфере ИКТ растет семимильными шагами и достигло 564 тысяч, что на 15,3% больше того же периода годом ранее. В структуре всей преступности удельный вес их составляет уже более 40%.

«Но надо понимать, что большое количество преступлений остаются латентными — по мелким нарушениям многие не обращаются», — признает руководитель технико-криминалистического управления СК Иван Стрельцов. По оценке старшего управляющего директора департамента противодействия мошенничеству Сбербанка Сергея Велигодского, «суммы ущерба от мошенничества колоссальные» и измеряются сотнями миллиардов рублей. Чуть ранее зампредседателя правления Сбера Станислав Кузнецов оценил ущерб от мошеннических звонков и утечек персональных данных по итогам года в 250 млрд, а общий ущерб от мошенничества — в 1 трлн рублей.

Парадокс, но в эту яму нас загоняет государство вместе с банками и другими коммерческими структурами, не обеспечив должной защиты наших интересов. Стремясь за счет интернет-технологий сократить свои штаты, увеличить прибыль и свалить на нас часть своей работы, они фактически заставляют граждан еще и заплатить за это.

Может, чиновники бьют тревогу и принимают все меры, чтобы пресечь грабеж средь бела дня? Ничего подобного. Комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности 9 декабря рассматривала пакет законопроектов, который позволит правоохранителям без суда блокировать на 10 дней подозрительные счета. Но эта норма обретет форму закона и начнет действовать, как предполагается, в сентябре 2025-го. А пока замминистра цифрового развития Александр Шойтов радостно отрапортовал наверх, что в нацпроекте «Экономика данных» запланировано создание единой платформы по противодействию мошенничеству и первый этап ее создания планируется завершить... к концу 2026 года. То есть светлое цифровое будущее уже наступило, а безопасность в нем будет обеспечена как-нибудь потом.

А что делать в этой ситуации простым гражданам, чьи персональные данные нещадно воруются, мошенники уводят деньги с их счетов и карт, берут липовые кредиты? Что делать, например, нашей читательнице Ирине Андреевне (данные имеются в редакции), у которой прямо со счета вроде бы солидного банка увели несколько сотен тысяч честно заработанных рублей?

А дело было так. В начале года, спасаясь от инфляции, она рискнула доверить свои кровные банку «Уралсиб», центральный офис которого находится недалеко от ее дома. Открыла депозит, ей предложили подписать бумаги, где все мелким шрифтом, да еще и убеждали поставить на ее айфон приложение банка и согласиться с правилами безопасности, которые также мелким шрифтом. Ну вы понимаете... Конечно, опасения у образованной и подкованной клиентки были. Но она видела перед собой известный бренд, улыбчивых сотрудников. К тому же бумаги в банке типовые, отказаться от чего-то невозможно.

Правда, от установки приложения на свой айфон дама все-таки отказалась: операций с депозитом она производить не планировала. А в сентябре, вернувшись с дачи, обнаружила, что ее депозит закрыт, начисленные проценты банк забрал себе, а часть тех денег, которые она принесла, сняты и переведены на счет другой гражданки. При этом никаких сообщений о закрытии счета и снятии денег она на свой мобильный не получала.

В банке ей сообщили, что все операции с ее кровными деньгами были произведены с помощью смартфона VIVO (на базе андроид, айфон работает на IOS), которого у Ирины Андреевны отродясь не было, но который был подключен к ее личному кабинету в банке якобы с ее согласия. Здесь следует оговориться, что речь идет о высококвалифицированном экономисте, преподавателе одного из столичных вузов. И вот ее обворовали.

Свои подозрения Ирина Андреевна связывает с назначенным ей персональным менеджером «Уралсиба», который, как выяснилось, уволился, телефон его недоступен. Он имел техническую возможность произвести мошеннические действия с деньгами клиентки, тем более что средства были переведены на счет другой гражданки в «Уралсибе». Впрочем, это предположения...

Хождения в банк ничего не дали. Пространные ответы его сотрудников сводятся к простой формуле: клиентка сама виновата, слила информацию мошенникам. Банк здесь ни при чем, идите в полицию и ищите концы с ней. «Труд» также отправил запрос в банк «Уралсиб» — и получил такой же ответ: наша хата с краю. Какую роль в этом деле играет персональный менеджер банка, кому были переведены деньги со счета Ирины Андреевны? Почему служба безопасности банка никак не отреагировала на то, что к личному кабинету было подключено второе устройство? Почему при совершении операций банк не направлял СМС-уведомления на телефон клиентки? Почему сотрудники банка не связались с ней, чтобы убедиться, что это делает именно она? Почему не возникло сомнений относительно досрочного закрытия депозита с потерей крупного дохода? И, наконец, почему банк снимает с себя ответственность за кражу? Все эти вопросы висят в воздухе. Как и еще один, немаловажный: можно ли после всего этого считать «Уралсиб» надежным банком?

Впрочем, подобная история может возникнуть и в другом кредитном учреждении. Проблема в том, что банки в принципе не уважают клиентов. Их деятельность направлена исключительно на выбивание максимальной прибыли. Она в 2023-м по всей банковской сфере составила фантастическую величину: свыше 3,3 трлн руб-лей. А граждане стали должны банкам тоже рекордную сумму — 34,8 трлн, на 60% больше, чем в- 2022-м. При этом банки в подавляющем большинстве не замечены в реализации крупных производственных и социальных проектов, они делают деньги из воздуха. Взяли в долг у одного гражданина под 15% годовых, дали другому под 25% — вот вам и прибыль. Или берут комиссию за перевод денег онлайн внутри одного и того же банка — гоняют деньги по кругу и копеечку отщипывают.

Масштабное мошенничество начинается с утечки персональных данных. Напомним: в 2023 году в Сеть были выложены данные пользователей бонусной программы «СберСпасибо». Среди них почти 48 млн уникальных телефонных номеров и 3,3 млн почтовых адресов. Как следует из исследования компании DLBI, по объему украденных данных лидером стала именно банковская отрасль (47% утекших телефонных номеров). На втором месте электронная коммерция — 38%.

Все это ставит под сомнение надежность банковской системы в стране. И виноваты не только сами банки, но и законодатели. Банки и их так называемые эксперты активно препятствовали введению оборотных штрафов за утечки персональных данных. Выступили против введения персональной ответственности за такие утечки своих топ-менеджеров, за что ратует Банк России. И это несмотря на то, что идея исходит от президента России. 28 ноября Владимир Путин подписал закон, ужесточающий административную и вводящий уголовную ответственность за утечку персональных данных. Но усилиями тех же банков максимальный размер штрафа определен в 500 млн рублей. Существенно ли это для того же Сбера, прибыль которого в 2023 году составила почти 1,5 трлн рублей, впятеро больше, чем в предыдущем году?

Все это свидетельствует о безграничной алчности банковской сферы, нежелании часть огромной прибыли направлять на защиту персональных данных и обеспечение неприкосновенности банковских вкладов. Зато у банков всегда находятся средства на бесконечную, навязчивую и бесстыдную телерекламу. Кстати, «Уралсиб» рекламирует себя как «надежный и безопасный банк», у которого нет «ничего лишнего»...

На днях газета «Ведомости» обнародовала исследование, согласно которому топ-менеджеры 18 крупнейших банков за полтора года получили 64 млрд рублей в качестве вознаграждения. Можно ли считать эти премии поощрением за наплевательское отношение к клиентам? Вопрос риторический.

Вместо послесловия

Но вернемся к нашей истории. С большим трудом нашей читательнице удалось сдать свое заявление в полицию. Поначалу там отшутились: мы что, с собаками в банк придем, чтобы искать ваши деньги? Но потом все-таки начали следствие. Теперь судьба похищенных с банковского счета Ирины Андреевны денег в руках молоденькой сотрудницы одного из райотделов полиции Москвы. На ее рабочем столе, судя по всему, немало аналогичных дел: она находится на переднем крае борьбы с армией мошенников, вооруженных самыми современными технологиями.

Несмотря на исчерпывающую информацию, которую предоставила полиции потерпевшая, в том числе координаты человека, на счет которого в том же «Уралсибе» были выведены похищенные деньги, расследование пошло по длинному кругу. Письменные запросы, письменные ответы, чуть ли не через «Почту России». Поскольку это дело не стоит на контроле у высокого начальства, изучение обстоятельств может занять не месяц и не два. Но куда и зачем им всем торопиться? Для всех, кроме Ирины Андреевны, вся эта история — лишь одна из многих.