Проект соглашения между российскими профсоюзами, работодателями и правительством вызвал много разногласий
Очередное Генсоглашение между российскими профсоюзами, работодателями и правительством на 2014-2016 годы стороны должны подписать 25 декабря. Однако еще несколько месяцев назад проект документа вызывал много вопросов и разногласий.
В ФНПР прошло заседание Генсовета, где представители профсоюзов подвели итоги переговоров с социальными партнерами. Среди приглашенных были вице-премьер Ольга Голодец (она заявила, что с ФНПР у правительства давно сложились конструктивные отношения: «каждый раз мы находим общую позицию, работаем профессионально и слаженно») и министр труда Максим Топилин — он выразил надежду, что документ стороны подпишут без разногласий.
Действительно, переговоры принесли результат: многие противоречия, которое проект соглашения вызывал в сентябре, к концу года удалось устранить. Стороны согласились разработать систему мер по продвижению целей и принципов достойного труда; по методике исчисления величины минимального (восстановительного) потребительского бюджета трудоспособного работающего населения; по совершенствованию механизмов повышения реального содержания заработной платы бюджетников и проведения индексации.
Но осталось, пожалуй, одно серьезное разногласие: ФНПР не устраивает отставание размера МРОТ от величины прожиточного минимума. У министра Топилина здесь своя позиция: «Cравнивая МРОТ и прожиточный минимуму, мы сравниваем несравнимые величины. Гораздо проще решать этот вопрос на уровне регионов, так как общефедеральный МРОТ — это неправильная экономическая задача...»
С таким подходом профсоюзы не согласны. «После того как был узаконен региональный МРОТ, Министерство финансов стало считать, что федеральный — это какая-то эфемерная задача, — прокомментировал выступление министра председатель ФНПР Михаил Шмаков. — Не эфемерная. Во-первых, хочу напомнить, что мы вели борьбу за то, чтобы в российском законодательстве допускались региональные МРОТ. Это было запрещено. Был один федеральный, и регионы, в которых стоимость жизни гораздо выше, не могли устанавливать свои. Когда мы добились этого, нам говорят: общий МРОТ не нужен. Нужен! Как минимальная гарантия для любого регионального МРОТ. И он должен составлять 100% прожиточного минимума, а не 66-67%, как сейчас: Мы будем добиваться, чтобы эти величины наконец сравнялись!»
Михаил Шмаков подчеркнул, что профсоюзы готовы подписать соглашение только при устранении всех ключевых разногласий. Переговоры продолжаются.